Ничего, кроме правды. Получится ли обмануть полиграф?

На моих пальцах - черные липучки, вокруг туловища закреплены два эластичных кабеля. На руке - манжета измерителя давления. От всех этих приспособлений идут провода к маленькой черной коробочке, лежащей на столе. А на экране стоящего рядом монитора плывут извилистые разноцветные кривые. Они - «зеркало» моего внутреннего состояния. Вдох-выдох - процесс пошел. Меня проверяют на полиграфе - слава богу, не по-настоящему, а лишь для демонстрации.

Ничего, кроме правды. Получится ли обмануть полиграф? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Выспался, алкоголь не принимал

С детектором лжи знаком абсолютно каждый сотрудник российской полиции, поступивший на службу после 6 декабря 2012 года. В этот день вышло в свет постановление правительства РФ № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации». Именно там впервые было сказано о применении для целей профотбора «специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде».

- Полиграф - сертифицированный медико-биологический прибор, регистрирующий физиологические показатели вегетативной нервной системы человека, - поясняет начальник отделения специальных психофизиологических исследований Ксения Рысакова. - Специалисты-полиграфологи работают на отечественной технике, которая не уступает импортным разработкам.

Перед началом обследования испытуемый подписывает заявление на добровольное его прохождение. Да, конечно, он вправе отказаться от проверки, но шансов попасть на службу в органы МВД у него тогда не будет. Так что заявление он по-любому подпишет. При этом подтвердит, что в момент испытания не был болен, не находился в стрессовой ситуации, нормально выспался и накануне не принимал алко- и наркосодержащих препаратов либо сильнодействующих лекарств. Даст согласие также на аудио- и видеосъемку. Мало ли какой потом может возникнуть спор - все сомнения можно тут же развеять...

Непосредственно перед тем, как оказаться подключенным к детектору лжи, испытуемый проходит предтестовую беседу со специалистом-полиграфологом. Разговор длится час-полтора и в основном крутится вокруг факторов риска - оборот наркотиков, оружия, криминал.

А пальчики-то потеют!

Предтестовая беседа имеет и другое назначение - ввести испытуемого в так называемый оптимальный психофизиологический коридор. То есть убрать все эмоциональные шумы, которые могут повлиять на результат исследований. Например, излишнее волнение перед столь ответственной и важной для человека процедурой.

- А если, например, приходит молодой здоровый мужчина, видит перед собой красивую женщину-полиграфолога, и сердце его невольно начинает волноваться? - спрашиваю я.

- Все это корректируется в процессе беседы, - уверенно заявляет Рысакова. - Специалист должен постараться перевести контакт с обследуемым человеком в спокойное русло и к моменту непосредственного тестирования получить доступ к максимально спокойной его психике.

Спустя несколько минут начинается разговор непосредственно «под полиграф». На те же самые темы, только уже не вокруг да около, а более конкретно. Ход разговора специалист варьирует в зависимости от ситуации. Умная техника ему только помогает.

Сильно подозреваю, что долгожданная встреча с «железным контролером» далеко не всем испытуемым по душе. Живого человека, задающего тебе вопросы, можно обворожить взглядом, голосом, интонацией. Наконец, просто заболтать. Но бездушную железяку этим не проймешь.

- От датчиков, которые сейчас установлены у вас на грудной клетке, идет информация о «верхнем» и «нижнем» дыхании. А от тех, что на пальцах, - о реакции кожных потовых желез и наполняемости сосудов кровью, - сообщает мне Ксения Игоревна. - Кресло, в котором вы сидите, фиксирует все ваши непроизвольные перемещения - характеристики двигательной активности.

Данные параметры, понятно, выбраны не случайно - как говорит наука, именно они являются индикаторами психофизиологического состояния человека. Он, может быть, честно смотрит в глаза специалисту-полиграфологу и пытается втюхать ему какую-нибудь легенду. Но пальчики-то непроизвольно начинают потеть, сердечко бьется чаще, дыхание становится неровным, а кресло кажется каким-то неуютным... И все это тут же показывают цветные загогулины, бегущие по экрану. Полиграфологу остается только улыбнуться и сказать сакраментальную фразу: «Ну что, будем признаваться?». Впрочем, можно и ничего такого не говорить, а, увидев неожиданно сильную реакцию при заходе на какую-то тему, углубиться в нее поподробнее.

Разумеется, повышенным вниманием к скачкам параметров испытуемого дело не ограничивается. Все подозрительные отклонения в загогулинах-полиграммах специалист потом измерит и выдаст свое заключение. Используя специальную компьютерную программу, эти кривые пересчитывают в числовые характеристики. В итоге делается практически однозначный вывод, есть значимая реакция на проверочные вопросы или нет.

Кнопка в ботинке

Попадаются, однако, отчаянные люди, которые пытаются обмануть полиграф. «Помогают» им в этом многочисленные инструкции, которые предлагает услужливый Интернет. Общая суть их сводится к тому, чтобы каким-то образом смазать картину реакций, которые выдает организм испытуемого. «Рецептов» много: кофе, недосып, переутомление, введение себя в транс и даже... сознательное причинение себе боли. Например, посредством кнопки, подложенной в обувь. Некоторые «профессионалы» советуют чем-то мазать пальцы, чтобы датчик «не увидел» волнения испытуемого.

Надо ли говорить, что опытные полиграфологи все эти приемы прекрасно знают и распознают «на раз». Посмотрев на экран монитора, специалист может предложить испытуемому снять ботинок и вытряхнуть из него кнопку или пойти помыть руки.

Казалось бы, попытался обмануть - до свиданья. Ан нет...

- Мы пытаемся разобраться, зачем человек это сделал, - поясняет Рысакова. - Одна ситуация, когда ему действительно есть что скрывать. Другая - когда он просто боялся ответственного испытания и решил перестраховаться. Если испытуемый честно признался, обследование будет продолжено. А если он продолжает упорствовать, мы имеем право прервать процедуру. Правда, не сразу - действует правило трех замечаний. Потом в своем заключении мы напишем, что к службе в органах внутренних дел данного человека рекомендовать не можем. Но через полгода он имеет право повторить попытку.

Да, в детективных фильмах мы иногда видим суперразведчиков, обученных водить за нос детектор лжи. Может быть, такие есть и на самом деле и где-то этому учат. Но ни Рысакова, ни ее коллеги (а их в отделе 11 человек) с подобными суперменами пока не сталкивались. Да и вряд ли они пришли бы устраиваться на работу в полицию.

Впрочем, с полиграфом человек может столкнуться и в других ситуациях.

- Когда сотрудника полиции повышают в должности или он переходит в другое подразделение, руководство вправе поставить вопрос о его пригодности к работе на новом месте и отправить на беседу с полиграфологом, - говорит начальник отдела психологической работы питерского ГУ МВД Максим Мартынов. - И хотя выводы его носят лишь рекомендательный характер, я не припомню случая, чтобы к ним не прислушались.

Используется полиграф и в экспертно-криминалистических подразделениях - для того чтобы выявить ложь в показаниях фигурантов уголовных дел. И, как говорят специалисты, с его помощью раскрыто уже множество преступлений. Правда, вопрос о применимости полученных данных в качестве доказательств в суде до сих пор остается спорным - железяка, дескать, может ошибиться. Но ведь люди ошибаются гораздо чаще! А то и просто врут. Тем не менее в судах право голоса они имеют. Видимо, судьям пока еще трудно смириться с мыслью, что они должны считаться с мнением бездушного аппарата. Но это, думаю, вопрос времени. Технический прогресс берет свое. Я видел это собственными глазами.

#ложь #правда #допрос

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 044 (6442) от 12.03.2020 под заголовком «...И ничего, кроме правды».


Комментарии