Незадачливые борцы. Как победить коррупцию в рядах антинаркотической службы?

Память меня пока не подводит. Я еще помню, что два десятка лет назад в структуре нашей милиции существовало специальное подразделение - управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (УБНОН). Работали там прекрасные, веселые ребята. Много интересного рассказывали, брали меня на задержания. Однажды даже повезло мне вместе с ними «накрывать» подпольную нарколабораторию...

Незадачливые борцы. Как победить коррупцию в рядах антинаркотической службы? | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Потом вдруг трах-бах - в 2003-м управление с треском расформировали. Официально: якобы не справлялось с растущей наркоугрозой. Знающие люди, однако, утверждали, что веселые ребята сами оказались втянуты в наркобизнес.

Вместо УБНОН создали отдельную силовую структуру - ФСКН. В просторечии - Наркоконтроль. Как раз в тот момент ликвидировали налоговую полицию (она-де во многом дублировала функции налоговой инспекции) и всю эту освободившуюся армию бросили на наркотический фронт.

Как борцы с неплательщиками налогов могут стремительно перестроиться и освоить далекую от их профиля и к тому же весьма специфическую сферу? И почему, оказавшись неэффективными в одной области, они должны стать эффективными в другой? Все эти вопросы задавать было некому. Там, где принимают такие решения, приказы не обсуждаются, а выполняются беспрекословно.

Из УБНОНа в новую жизнь взяли немногих. Да и то, если что потом случалось, в Наркоконтроле привычно кивали на «старые кадры» - вот, дескать, наследие проклятого прошлого...

Тем не менее, судя по официальным отчетам, работа пошла очень даже споро. Борцы с наркотиками перекрывали каналы сбыта, изымали огромные партии зелья. Под суд рядами и колоннами шли организованные преступные группы. Разворачивались и мощные международные программы - транснациональная наркомафия, как нас уверяли, в испуге поджала хвост.

Об успехах питерского УФСКН я писал, что называется, «километрами». Отдал дань и борьбе за чистоту его рядов - сделал большую беседу с начальником тамошнего управления собственной безопасности (ни до, ни после ни одна правоохранительная структура такой возможности мне не предоставила).

И вдруг в 2016-м как гром среди ясного неба: ФСКН упразднена президентским указом. Причиной позже назвали экономию государственных средств - содержать армию в 34 тысячи наркополицейских стало слишком накладно. Однако комментарии специалистов были более откровенны. Один из создателей ФСКН генерал-лейтенант полиции в запасе Александр Михайлов утверждал, что после его ухода оттуда в 2008 году победные реляции ведомства в значительной степени стали дутыми.

Под тем предлогом, что большую часть борьбы с наркотиками реально ведут подразделения полиции, Наркоконтроль ушел в структуру МВД (правда, как хорошо было известно, он работал преимущественно по крупным группам, а полицейские делали «вал» на мелких дилерах). Ушел, разумеется, со всем имуществом, финансами, оперативными разработками и иными материальными и нематериальными активами, нажитыми «в качестве» ФСКН. Конечно, в новую жизнь взяли кое-кого из старых кадров. Но делали это о-очень избирательно.

О подвигах новой антинаркотической службы известно мало. Ее руководители не светятся, не устраивают брифингов и пресс-конференций. Считается, видимо, что лишняя информация - во вред делу. Работают, мол, ребята, а какие у них успехи - это, господа/товарищи, вам знать необязательно.

И вдруг - дело Голунова. Взятый «с поличным» журналист заявил, что наркотики ему подбросили. Неуклюжие попытки «неподкупных» оперов сослаться на страшно секретные данные оперативных разработок оказались блефом. После поднявшегося скандала сыщиков допросил лично министр МВД. И вынужден был признать: все обвинения высосаны из пальца.

Однако сюжет, похоже, явно вышел за рамки частного случая. По оценке Алексея Кнорре, эксперта Института проблем правоприменения Европейского университета, за последние пять лет выявлено около 500 случаев, когда сотрудник правоохранительных органов был задержан, арестован или осужден за фальсификацию, связанную с наркотиками.

Да, как-то не везет нам с наркоборцами. Уже и так их пересаживали, и этак... а получается все, как в известной басне Крылова. Последнее предложение: в службе собственной безопасности МВД создать специальное подразделение по надзору за сотрудниками антинаркотического фронта. Оно, дескать, будет выявлять коррупцию в их рядах...

Позволю вставить и свои «пять копеек». Если все у нас так безнадежно, не пригласить ли «легионеров» со стороны? Ну, скажем, из того же Сингапура. У себя они коррупцию победили - может, и нам помогут?

#коррупция #наркотики #борьба с наркотиками

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 135 (6488) от 25.07.2019 под заголовком «Незадачливые борцы».


Комментарии