Невиданная разноголосица. Как изменилась миграционная ситуация в России?

Нынешняя весна настолько внезапно ускорила ход нашей жизни, что мы порой едва успеваем разглядеть мелькающие на ее экране кадры. Перемены в экономике, обществе, на рынке труда, которым прежде для «вызревания» требовались месяцы (если не годы), теперь происходят чуть не еженедельно. И даже опытные аналитики-эксперты не успевают их фиксировать, обдумывать и строить какие‑то прогнозы. В итоге мы наблюдаем невиданную ранее разноголосицу в оценке миграционных процессов и миграционной ситуации, сложившейся сегодня в России в целом и в Петербурге в частности.

Невиданная разноголосица. Как изменилась миграционная ситуация в России?  | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Несостоявшийся исход

Первой реакцией на эти перемены у многих иностранных трудящихся действительно было желание паковать чемоданы. Активно заговорили даже об ожидающем нас небывалом мигрантском исходе (и, соответственно, о грядущем остром дефиците рабочих рук во многих отраслях). Первая и главная причина — падение курса рубля в первые недели санкционного кризиса.

Добавим к этому подорожание продуктов как в России, так и в странах СНГ (где, кстати, в рост пошло еще и топливо), сложности, возникшие с отправкой денег на родину, и логика отъезжающих станет совершенно понятной.

Но у многих желание вернуться к семьям разбилось о суровую реальность: большая часть авиарейсов в марте была отменена, а на тех, что остались, цены стали неподъемными. Кто‑то хотел ­уехать, но не смог. А кто‑то решил остаться и посмотреть, что будет дальше.

А некоторые представители диаспор сразу заявили, что оттока мигрантов в связи с падением курса рубля вовсе нет и, скорее всего, не будет в дальнейшем. Президент Федерации мигрантов России Вадим Коженов подтвердил: в этой сфере все нормально и серьезных изменений не наблюдается.

Приток замедляется?

И все же они уезжали. За январь — март 2022 года из России в Узбекистан вернулись 133 тыс. трудовых мигрантов, в том числе 50 тыс. — в марте (за весь 2021‑й — 280 тысяч). В Таджикистан из РФ в первом квартале этого года возвратились более 60,3 тысячи человек, это в 2,6 раза больше, чем за аналогичный период года предыдущего. Тенденция очень обеспокоила правительство этой страны, ведь сейчас в РФ проживают более 1 млн ее граждан, чьи денежные переводы составляют 27 – 28 % ВВП Таджикистана.

Не меньше волнуется и Киргизия. Миллион трудоспособных киргизстанцев находятся на заработках в России, они переводят домой по 2,5 млрд долларов в год. Теперь в стране ожидают падения этих поступлений как минимум на треть. И все‑таки большинство мигрантов из Средней Азии останутся в РФ, несмотря на санкции, потому что у них на родине ситуация вряд ли будет лучше, считает председатель Союза таджикистанцев России Абдулло Давлатов:

Любая среднеазиатская республика во многом зависит от благополучия экономики России. Если в России будет плохо, дома будет как минимум не лучше. Наоборот, я вижу, что таджикистанцы начинают приезжать в Россию на сезонные работы. Посмотрите цены на билеты: в Таджикистан из Москвы сейчас улететь гораздо дешевле, чем оттуда в Москву. Это иллюстрация реального спроса — значит больше людей хотят попасть в Россию, чем уехать из нее, — поясняет Абдулло.

Пока оттока мигрантов не произошло, только приток замедляется, посмотрим, как это будет выглядеть дальше, — пояснил в недавнем интервью одному из российских информагентств председатель комитета по труду и занятости населения Петербурга Дмитрий Чернейко. — На сегодняшний день уровень безработицы у нас точно самый низкий в Российской Федерации и пока имеет тенденцию к снижению (1,5 % — около 16,5 тыс. человек). Мы видим по регулярному мониторингу, который ведется практически в режиме реального времени: ситуация с санкционным давлением на Россию на рынке труда прямо сейчас не отразилась. Но серьезные системные прогнозы по тонким вопросам в экономике больше чем на месяц делать рано. Очень многое мы поймем через две-три недели: как изменятся цены, какой будет курс рубля, как будут осуществляться обменные операции, какой будет реальная инфляция и так далее. И очень много будет зависеть от качества принятых решений…

Переждать и перетерпеть

Рубль в последнее время, надо заметить, существенно окреп. Но уходят или приостанавливают свою работу в Петербурге предприятия — иностранные игроки, крупные и не очень. Ломается логистика поставок. Производства берут паузу — «на пересборку». Кто‑то работу теряет вовсе, кто‑то оказывается в вынужденном отпуске, иногда оплачиваемом, иногда нет…

В ситуации такой турбулентности каждому очень важно принимать своевременные и прежде всего «качественные», то есть разумные, решения. Агентство по внешней трудовой миграции при министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан провело анонимный опрос 15 тысяч своих граждан, находящихся в России, чтобы выяснить их ближайшие жизненные планы. 24 % сообщили, что пока трудятся, но подумают о возвращении, если потеряют работу. 36 % заявили, что у них есть трудовой договор и они не собираются возвращаться.

Похоже, наши мигранты усвоили некоторые «коронавирусные» уроки двух последних лет. Все помнят, как с началом пандемии десятки тысяч потерявших работу и доходы иностранцев устремились домой. Далеко не всем удалось уехать. А тех, кто вернулся, дома, кроме их родных и новых проблем, никто, в общем‑то, не ждал. Работы и денег там не было — сплошной локдаун. То есть на родине люди столкнулись с еще более суровыми условиями выживания. Выиграли же те мигранты, которые решили переждать и перетерпеть временные трудности здесь: через несколько месяцев перед ними был уже широкий выбор заметно «подорожавших» вакансий.


#мигранты #Россия #изменения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 70 (7153) от 19.04.2022 под заголовком «Мигранты уезжают, мигранты остаются…».


Комментарии