Несистемный президент. Что известно о новом главе Литвы?

Наша бывшая советская республика, а ныне не очень дружественная России страна Балтии Литва выбрала в конце мая своего нового, десятого по счету, главу государства. Им стал умеренный националист в респектабельном костюме банкира Гитанас Науседа.

Несистемный президент. Что известно о новом главе Литвы? | Фото Alfredas Pliadis Xinhua via ZUMA Wire ТАСС

Фото Alfredas Pliadis Xinhua via ZUMA Wire ТАСС

Такой итог получился в результате второго тура голосования, в котором господин Науседа убедительно победил свою конкурентку Ингриду Шимоните, которая, хотя и не намного, но опережала его после первого тура. Но не факт неожиданного камбэка Науседы на политсцену страны после второго тура заслуживает интереса, а то, что, по сути, внепартийный, а для Литвы и несистемный политик начисто обыграл всех представителей и нынешней власти, и оппозиции. Судите сами.

Изначально в выборах президента страны участвовали несколько претендентов. Но фаворитами считались премьер-министр страны Саулюс Сквернялис, который представлял правящую партию аграриев, а также Ингрида Шимоните, кандидат от оппозиционной консервативной партии «Союз Отечества - христианские демократы Литвы».

Первый тур выборов принес первую сенсацию - Сквернялис занял третье место и автоматически из второго тура выбыл. Победила в первом туре Шимоните, получившая 31% голосов избирателей. Но в борьбу двух представителей парламентских партий неожиданно вклинился независимый кандидат Гитанас Науседа, отставший от Шимоните всего на 0,2%. Второй сенсацией президентских выборов стала разгромная победа мало кому известного банковского советника, к тому же шведского банка, над бывшим министром финансов, а ныне депутатом сейма страны. Науседа по итогам второго тура получил 65,86% голосов избирателей, Шимоните набрала в два раза меньше - 32,86%.

Новому президенту Литвы 55 лет. Науседа - уроженец Клайпеды, третьего по величине города Литвы и крупнейшего порта по грузообороту стран Балтии. Здесь будущий президент провел первые 17 лет жизни - учился в школе, занимался музыкой, пел в хоре мальчиков. Здесь заработал первые трудовые рубли, устроившись сантехником в местную аптеку. Но мечтал юный Гитанас, конечно, не о такой работе, еще в старших классах школы он решил стать экономистом. И, как говорится в одном известном рекламном слогане: «Мечты сбываются!». После окончания школы Науседа уехал в Вильнюс, поступил в местный университет, через пять лет получил диплом экономиста, еще через три года, окончив аспирантуру, стал кандидатом экономических наук.

Но тут случилась перестройка, а затем и развал СССР, а с ним обретение бывшими советскими республиками независимости. Молодой ученый Науседа быстро понял, что его экономические познания политэкономии социализма никому в независимой Литве в дальнейшем не понадобятся. В КПСС Науседа не состоял, за идеалы социализма никогда не боролся, поэтому ему легко удалось договориться в родном университете, где он работал преподавателем, о своей трехлетней стажировке в Германии. Сначала это был Мангеймский университет, затем практика в Бонне. По его собственным словам, именно в Германии, где он заразился идеями свободного рынка и либеральной экономики, окончательно сформировались его взгляды. Об этом Науседа достаточно откровенно говорил в одном из предвыборных интервью литовским СМИ: «Когда я приехал в Западную Германию, увидел витрины, счастливых, раскованных людей, я сразу понял, что социализм как доктрина нежизнеспособен. И понял, что социализм никогда не будет жизнеспособным, как его ни улучшай».

Вскоре после возвращения Науседы из Германии в Литву в 1994 году начался его медленный, но верный рост по карьерной лестнице. Через два года он занял пост директора департамента денежно-кредитной политики Банка Литвы, затем получил в нем место члена правления. В 2004 году Гитанас Науседа стал советником литовского президента Валдаса Адамкуса, а с 2008 года по сентябрь прошлого года, пока не объявил о своем участии в выборах, являлся советником руководства и главным экономистом шведского SEB Bank в Литве. Все это время ни в каких партиях Науседа не состоял, активной политической деятельностью серьезно не занимался, если не считать таковым короткий период, когда он пару лет был внештатным экономическим советником тогдашнего президента страны Адамкуса.

Что сподвигло мало кому известного в Литве советника шведского банка выставить свою кандидатуру на пост президента страны, доподлинно неизвестно. Об этом не говорит сам Науседа, нет даже утечек в пронырливых обычно СМИ. На Западе уже высказали мнение, что новый литовский президент - пример человека, который сделал карьеру, опираясь исключительно на свои силы. Хотелось бы в это верить, но, скорее всего, его успех в чем-то похож на успех на Украине Владимира Зеленского, где народ проголосовал за любого кандидата, только не связанного с нынешним политическим бомондом. Но, конечно, с литовской спецификой. Все-таки предыдущий глава государства Даля Грибаускайте не нанесла своей стране такого урона, как сделал это на Украине Петр Порошенко. Хотя и она, судя по всему, изрядно надоела литовцам, отказавшимся проголосовать за ее «политический клон» Ингриду Шимоните, кандидатуру которой Грибаускайте активно поддерживала во время предвыборной кампании.

Науседе удалось убедить жителей больших городов, представителей среднего класса проголосовать за него, потому что он либерал и опытный экономист, интеллигент и, что называется, «наш буржуинский». Крупный бизнес, разумеется, оказал ему всестороннюю идейную, моральную и, похоже, материальную поддержку. Люди из регионов и сельской местности поддержали его, потому что он придерживается традиционных ценностей - выступает против однополых браков, употребления наркотиков, за сдержанную миграционную политику. К тому же Науседа всячески позиционировал себя в качестве крепкого семьянина, для которого важны христианские ценности, а такая позиция по нраву и городскому, и сельскому избирателю, и предпринимателю, и рядовому литовскому труженику.

Как известно, Литва парламентско-президентская республика, в которой вся полнота власти принадлежит правительству и парламенту. Президент в основном занимается представительскими функциями, но при этом отвечает за внешнюю политику. Поэтому ожидание сельского избирателя и рядового горожанина, что новый президент выполнит свои обещания создать социально ориентированную экономику, явно невыполнимы, поскольку экономической политикой в стране занимается правительство.

Впрочем, не стоит ожидать и резкого изменения внешнеполитического курса Литвы, который даже в рамках политики Евросоюза носил резко антироссийский характер. Скорее всего, он не будет столь оголтелым, каким его сделала выпускница Вильнюсской партийной школы при ЦК КП Литвы Даля Грибаускайте. По крайней мере, об этом можно косвенно судить из предвыборного высказывания господина Науседы: «Слишком жесткая риторика в адрес России - это не выход. Мы не можем наглухо закрыть окна с соседями и прекратить дипломатические, культурные и экономические связи». Впрочем, «подвиг» своего коллеги президента Эстонии Керсти Кальюлайд, посетившей недавно Москву с визитом и встретившейся с Владимиром Путиным, новый литовский президент повторять не собирается. Свой первый зарубежный визит он намерен нанести в Польшу, объясняя это первостепенными интересами Литвы в укреплении с Варшавой экономического и военного сотрудничества.

#Литва #президент #страны Балтии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (6474) от 05.07.2019 под заголовком «Несистемный президент».


Комментарии