Не рыба, не мясо. Альтернативная еда осваивает российский рынок

Альтернативная еда все настойчивее осваивается и на мировом, и на российском рынках. Скандал получился знатным. Столкнулись интересы производителей натурального молока и «не молока» (его растительной альтернативы). Из равновесия молочников вывела чересчур агрессивная реклама, которая, по их мнению, строилась на откровенном унижении продукта «от Буренки». К решению конфликта привлекли антимонопольную службу. Ее мнение широкой огласке не предавалось, но наблюдательный обыватель заметил: реклама, так сильно обидевшая молочников, на нет не сошла, но от явно дискредитирующих моментов все‑таки избавилась. Случившееся обсуждали в профессиональных сообществах, соцсетях, СМИ. В деталях о нем рассказала и наша газета. По сути, это был первый конфликт между сторонниками животных продуктов и растительных альтернатив, получивший общественный резонанс. Но вряд ли последний.

Не рыба, не мясо. Альтернативная еда осваивает российский рынок | Пользу растительных блюд в рационе питания человека подтверждает Всемирная организация здравоохранения. Но в то же время категорически не рекомендует полностью отказываться от продуктов животного происхождения. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Пользу растительных блюд в рационе питания человека подтверждает Всемирная организация здравоохранения. Но в то же время категорически не рекомендует полностью отказываться от продуктов животного происхождения. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Объединение заинтересованных

Периодические стычки между производителями продукции животного происхождения и ее растительных аналогов, причем порой доходящие до открытых судебных разбирательств, случаются во многих странах. Причем обиженной стороной не всегда становятся «животноводы». Жителям Ирландии, например, памятна история, в которой объектом разборок стала реклама «с малышом и тетей». Там по сюжету ребенок «прикалывается» над молодой женщиной в кафе за выбор орехово-молочного латте ­вместо традиционного молочного ­варианта.

Хотим мы этого или не хотим, но растительные аналоги молока, а в последнее время еще и мяса, все настойчивее осваиваются и на мировом, и на российском рынках. Многие эксперты и участники рынка видят в этом сегменте большое будущее.

Самые заинтересованные объединились и создали Союз производителей продукции на растительной основе (СППРО). Он был зарегистрирован в прошлом году как «некоммерческая организация, объединяющая производителей инновационной продукции с ­основой в виде растительных масел, белков, а также прочих ингредиентов, имеющих растительную природу».

Многих поначалу ­шокировало вхождение в «альтернативный» союз «Степи», одного из крупнейших агрохолдингов юга России. В наличии у него 23,3 тыс. голов крупного рогатого скота, семь современных молочно-товарных ферм, где каждая корова дает в среднем по 14 тонн молока в год. Хозяйству был присвоен специальный еврономер, который позволяет поставлять молоко для производства молочных продуктов, экспортируемых в Европу. Мясного скотоводства как отрасли у холдинга нет. Но сотни бычков — приплод от своих буренок — он отправляет на откорм в специализированные ­хозяйства региона.

Нужны ли аналоги, заменители, эрзацы, если натурпродукт рекой течет?.. На вопрос отвечает ­нехитрая статистика. Только за один год существования ­СППРО это объединение увеличилось в 11 раз. «К нам присоединяются не только непосредственные производители готовой продукции на растительной основе, но и производители сырья, компонентов сопутствующей продукции», — пояснила исполнительный директор союза Валерия Родина.

Вот и агрохолдинг пришелся как нельзя кстати. Зернового сырья у него выше крыши. Ежегодные валовые сборы — около 1,8 млн тонн. Кроме того, сам холдинг только что запустил в производство линейку экогарниров (круп), в которой представлены зеленая гречка, нут, кус-кус, киноа, булгур, зеленая и красная чечевица.

…и жучки в придачу

С продуктов животного происхождения на растительные люди переходят по своим индивидуальным соображениям. Кто‑то из‑за наличия недугов, из‑за непереносимос­ти животного белка и аллергических реакций, кто‑то из‑за приверженности вегетарианскому образу жизни или следуя модным веяниям. Да, альтернативная еда сегодня, как говорится, в тренде. Однако этот тренд волновал людей и в очень-­очень далеком прошлом.

Известно, что еще в начале прошлого тысячелетия — в некоторых источниках даже точный год указывается: 965‑й — китайский чиновник Ши Джи продвигал тофу, соевый творог, который современники сравнивали с «маленьким барашком». В будущем именно соя станет основой для многих вегетарианских и веганских продуктов — для растительной молочки (от сыра до мороженого) и растительного мяса.

В том же Китае в VI веке появился мясоподобный продукт из пшеничного белка — сейтан. В Поднебесной он до сих пор популярен. Свой вклад — и немалый! — в продвижение заменителей мяса внес буддизм с его вегетарианской диетой. Христиане Средневековья придумали в церковный пост заменять мясо «фаршем» из миндаля с виноградом и «шкварками» из хлеба.

Первое коммерческое растительное мясо появилось в 1896 году в США. Его создатель — доктор Джон Келлог, он же «отец» кукурузных хлопьев. Келлог был убежденным вегетарианцем, его первое растительное мясо было сделано из арахиса и при правильном приготовлении могло сойти как за курицу, так и за свинину-барбекю. Позже к арахисовой основе добавилась зерновая составляющая.

В стародавней России никаких заменителей, «похожих на…», не придумывали. Наши стародавние вегетарианцы просто отказывались от продуктов животного происхождения. В 1860 году в Петербурге появилось первое общество вегетарианцев с забавным названием «Ни рыба, ни мясо».

Но с приходом в страну советской власти на вегетарианство был наложен негласный запрет. В Большой советской энциклопедии 1961 года написано: «Вегетарианство, основанное на ложных гипотезах и идеях, в Советском Союзе не имеет приверженцев».

Но, как говорится, тогда — не сейчас…

Сейчас на российском ­рынке работает около 40 предприятий, специализирующихся на производстве растительных молока, мяса и даже рыбы. Не исключено появление растительных… яиц. В их «высиживании» уже преуспели американские технологи и предлагают всему миру свои разработки.

Там же, в дальнем зарубежье, активно осваивается еще один вид альтернативной еды, сырьем для которой становятся насекомые — жучки, паучки, гусеницы… По данным ФАО (продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН), уже сегодня рынок съедобных насекомых в мире достигает в денежном выражении 400 млн долларов и в дальнейшем будет развиваться рекордными темпами. Кстати, самые востребованные на этом рынке — жуки. На их долю приходится 31 % от всех съедобных букашек. Далее идут: гусеницы (18 %), пчелы, осы и муравьи (14 %), кузнечики, саранча, сверчки (13 %) и прочие (24 %).

В России есть несколько небольших предприятий, которые выращивают насекомых на корм. Но — для животных. Лишь небольшая часть букашек идет на производство продуктов для человека: как ингредиент для функционального питания, для протеиновых батончиков. В глобальные планы россиян «поедание кузнечиков» пока не входит. Нам бы с растительным молоком и мясом разобраться.

Разгрузить элеватор

В прошлом году оборот российского рынка растительного молока составил 5,5 млрд рублей, растительного мяса — 4 млрд ­рублей. Популярность «не молока» выше популярности «не мяса» потому, что отказаться от шашлыка, ромштексов/бифштексов и ­прочей натурально-мясной кулинарии не так‑то просто. Особенно, как показали опросы потребительских ­аудиторий, мужчинам.

А рачительные хозяйки обратили внимание на то, что мясо «из зерна» дороже даже недешевых говядины и баранины. Что же касается свинины и курятины, так это мясо вообще «копеечное» по сравнению с растительной ­альтернативой.

У приверженцев последней был такой прогноз: мясо из зерна должно подешеветь к 2026 году. Однако недавно уже упомянутая Валерия Родина скорректировала дату, немного приблизив ее — мясная продукция на растительной основе может стать дешевле «традиционной» уже в 2024 году.

Во-первых, сами производители уже давно и активно продвигают продукт на рынке. Во-вторых, они, цитата: «…справились со всеми вызовами, которые возникли весной нынешнего года, — оптимизировали производство, нашли новых поставщиков сырья и компонентов без потери качества конечного продукта, наладили эффективные логистические цепочки и в результате смогли избежать роста цен».

Похоже, на руку «не мясным» производителям будет и тот фактор, что сейчас в стране элеваторы и хранилища завалены зерном нового урожая. «Зерно уже хранится на открытых токах, на площадках…» — докладывает первый зампредседателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Плотников. Мощностей для хранения не только зерновых и зернобобовых, но и масличных культур не хватает. Предложения продаж пока что превышают спрос. Объемы экспорта низкие, на них влияют скрытые санкции, которые действуют, несмотря на подписанный в конце июля меморандум с ООН о взаимопонимании по экспорту российской сельхозпродукции.

Зато у отечественных производителей растительной еды появилась возможность закупить сырье по низким ценам. Но вот что интересно. Если у производителей «не молока» довольно широкий выбор (эрзац можно делать практически из любого зерна), то «не мясники» предпочитают зернобобовые. И особое внимание — к гороху. Понятное дело, не к сахарному зеленому горошку, а к лущильному, семена которого в зрелом виде содержат много крахмала.

Спрос на него сегодня на мировых рынках высокий, из‑за чего к отрасли оказались сильно неравнодушны инвесторы. Во многом благодаря им горохом в России уже занято 1,2 млн гектаров пашни. Самые обширные плантации расположены в Центральном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. Каждый год страна собирает в среднем 2,7 млн тонн этой культуры. Еще в прошлом году, обеспечивая в среднем 10 – 12 % мировых поставок, Россия значилась вторым по объемам экспортером гороха. После Канады.

Большая проблема гороховой отрасли внутри страны — нехватка производств по глубокой переработке. У нас умеют горох качест­венно шелушить, дробить, делать из него муку. Понятие «глубокая переработка» куда шире. Она, в частности, подразумевает выпуск горохового протеина, изолята (очищенного протеина) — необходимых составляющих для производства мяса на растительной основе.

Примирения не будет?

Еще летом в СППРО засели за разработку судьбоносного документа, который должен определить развитие отрасли на период до 2030 года. Разработчики пообещали, что документ будет содержать правовые основы регулирования индустрии инновационных продуктов, назовет прогнозируемые объемы производства и доходность. Особый акцент сделает на регулировании всей цепочки производства: от сельскохозяйственной нивы до глубокой переработки зерна и зернобобовых культур и далее — до поставки готовой продукции потребителю.

В то же время Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) обратило внимание на то, что каждый нынешний производитель «не молока/не мяса» дует в свою технологическую дуду — единых требований к выпуску продукции нет. «Надо приводить к единому знаменателю», — решил Росстандарт. И создал рабочую группу специалистов, озаботив ее выработкой стандартов и технических регламентов для продуктов питания совершенно нового сегмента пищевой промышленности.

В общем, колесо полнейшей государственной легализации молочно-мясных альтернатив закрутилось. Но вдруг пришла весть: Минсельхоз России против!

Официальных заявлений пока не было. Но на проходившем недавно в Сочи международном форуме инновационных технологий в пищевой индустрии и сельском хозяйстве INNFOOD-2022 замминистра сельского хозяйства России Светлана Ходнева сказала, что насаж­дения альтернативных продуктов питания, произведенных из растительного сырья, для замены еды животного происхождения в нашей стране не будет. «У нас стоит задача обеспечить продовольственную безопасность страны традиционными продуктами», — заявила она.

Похоже, что баталии между сторонниками животных продуктов и растительных альтернатив могут пойти по новому кругу. Хотя выйти из этого противостояния, по мнению многих «миротворцев», очень легко: просто убрать из наименований продуктов привычные для обозначения еды животного происхождения слова «молоко», «йогурт» «кефир», «мясо»… И заменить какими‑то другими названиями.

Но какими именно? На это фантазии производителям эрзацев и альтернатив пока не хватает.


#рынок #развитие #Россия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (7264) от 28.09.2022 под заголовком «Не рыба, не мясо».


Комментарии