«Не хватило храбрости». Чем запомнился саммит Евросоюза в Брюсселе

Прошедший на днях саммит Евросоюза в Брюсселе запомнится двумя жаркими дискуссиями между обычно едиными и не очень спорящими между собой участниками. Первая касалась обсуждения неправильного поведения Венгрии, власти которой, вопреки рекомендациям еврочиновников, приняли закон о запрете пропаганды ЛГБТ в школах и среди несовершеннолетних. Вторая была связана с инициативой канцлера Германии Ангелы Меркель о проведении саммита Россия – ЕС с участием президента РФ.

«Не хватило храбрости». Чем запомнился саммит Евросоюза в Брюсселе  | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Нас, естественно, больше волнует вторая тема, хотя следует заметить, что лидеры 17 из 27 стран подписали обращение к премьеру Венгрии Виктору Орбану с призывом отменить пресловутый закон. К слову сказать, Орбан своих коллег не послушался и получил от евроначальства очередную «желтую карточку» за нарушение общеевропейских норм.

Изначально предметом для обсуждения по вопросу взаимоотношений ЕС и России должны были стать предложения Еврокомиссии и главы европейской дипломатии Жозепа Борреля, подготовленные еще месяц назад. Ничего революционного в них не было. Напротив, задачи и методы воздействия на Москву, сформулированные как «триединая политика – отпор, сдерживание и вовлечение там, где это интересно ЕС», уже давно использовались еврочиновниками на практике. Именно поэтому данный документ и должен был спокойно и без нервотрепки, как и задумано, обсуждаться в Брюсселе.

Но возмутителем спокойствия стала Ангела Меркель. Еще за несколько дней до намеченной даты британское издание Financial Times опубликовало информацию, что германский канцлер собирается предложить своим коллегам провести саммит ЕС – Россия с участием Владимира Путина. За день до брюссельской встречи свою позицию Меркель обосновала в выступлении в бундестаге. Там она заявила, что Евросоюз должен «искать прямые контакты с Россией и российским президентом», поскольку это, по ее мнению, единственный вариант разрешения конфликтов. Обосновала канцлер такой взгляд «ответственностью» перед странами «Восточного партнерства», в частности Украиной и Белоруссией.

Причиной такого подхода стал саммит президента США Джо Байдена с Владимиром Путиным. Меркель заявила, что Евросоюзу тоже нужно «создавать форматы для разговоров» с президентом РФ. Глава Франции Эммануэль Макрон, поддержавший канцлера Германии, также указал на недавний саммит в Женеве. А по мнению канцлера Австрии Себастьяна Курца, Евросоюз, находящийся географически ближе к РФ, не может просто «смотреть, как США и Россия ведут диалог». «И многие темы, например, Украина или другие, касаются нас еще больше, чем США», – добавил глава австрийского правительства.

Обсуждение вопроса о России заняло три часа и закончилось в два часа ночи. В итоге ни о каком саммите с Россией не договорились. Причиной этого стала непримиримая позиция прежде всего Прибалтийских государств, а также Польши, Румынии и еще некоторых северных стран. Остальные «евросоюзники» посчитали прямой диалог с Москвой необходимым, но уговорить коллег на совместное заявление так и не смогли. «Не хватило храбрости» – так подытожила встречу европейских лидеров Ангела Меркель. «Мы много говорим о суверенитете Европы. Президент США провел очень серьезные переговоры с президентом Путиным. И после этих переговоров я пришла к выводу, что для нас недостаточно просто получать отчет от президента США об итогах переговоров. Это хорошо, что теперь у нас такие близкие отношения в рамках трансатлантического партнерства. Но я думаю, мы достаточно зрелые люди, чтобы иметь свою собственную позицию».

В унисон с немецким канцлером высказался и президент Франции Эммануэль Макрон. «Мы сегодня – сила, которая наиболее жестко ведет себя с Россией, хотя это наш сосед. Несколько недель назад мы видели, как Байден встретился с Путиным, я сказал своим коллегам, он даже не спросил вашего мнения. Вы смотрите, как он встречается, организует саммит, и это вас не шокирует. Мы выглядим смешно», – заявил Макрон. «Мы позволяем другим людям обсуждать контроль над вооружениями на нашей территории, и нас нет за этим столом. Забавная концепция силы. Я не одержим идеей саммита. Мне не нужен саммит ЕС, чтобы увидеться с Владимиром Путиным. Я уже много раз видел его, будучи президентом, и продолжу встречаться с ним. Я просто сказал о существовании «табу» и о том, что нам нужен европейский формат, чтобы продвинуться дальше. Россия – важный сосед, и нам необходимо развивать стратегический диалог».

Впрочем, Евросовет принял коммюнике, где заявил об открытости Евросоюза «избирательному взаимодействию» с Россией в таких вопросах, как климат, здравоохранение, Сирия или Ливия. «В этом контексте Европейский совет исследует форматы и условия диалога с Россией», – отмечается в коммюнике. При этом в заключительную декларацию вошли и другие германо-французские предложения, оставшиеся незамеченными.

Эксперты считают, что предложение лидеров Германии и Франции организовать саммит с участием Владимира Путина вполне понятно и связано с тем, что они хотят сдвинуть отношения с Россией с мертвой точки. Однако устав Евросоюза позволяет так называемым младоевропейцам заблокировать любые решения «старой Европы».

Так, в частности, считает профессор МГИМО сенатор РФ Алексей Пушков. «За последние 20 лет в Евросоюзе произошло очень существенное изменение в соотношении сил при принятии решений. Оно состоит в том, что ЕС, постоянно расширяясь, принял в свой состав ряд государств, либо пограничных с Россией, таких как Прибалтийские страны и Польша, либо имеющих к нам претензии исторического, политического и другого характера, как Румыния. И крупные государства Евросоюза фактически позволили этим малым и средним государствам, которые не относятся к числу основателей и не обладают никаким серьезным политическим влиянием за пределами самого Евросоюза, диктовать повестку дня в области отношений с Россией», – отметил Пушков.

По его словам, когда-то в Евросоюзе высказывалась идея о том, что вновь принятые малые страны не должны иметь такие же права и полномочия, как государства-основатели. Однако эта идея в процессе расширения Евросоюза была отброшена. «И вот теперь мы видим, что Парижу, Риму и Берлину, несмотря на их экономический вес, на политическую значимость, чтобы провести свое предложение, требуется бесконечно уговаривать державы, которые явно не являются крупными политическими лидерами. И в каком-то смысле им отдали формирование позиции в отношении России», – полагает эксперт.

Несколько с другого ракурса рассматривает эту проблему дипломат, специалист по новейшей истории и политике Франции Юрий Рубинский. По его мнению, Евросоюз не принял предложение лидеров Германии и Франции во многом из-за того, что Берлин и Париж сегодня вошли в период политической турбулентности. «Есть основания у гипотезы, которая строится на том, что Германия и Франция теряют свой политический вес на арене ЕС. В том смысле, что после поездки Байдена по Европе ему удалось наладить солидарность. Что касается России, то сейчас Польша, Финляндия, Румыния и страны Прибалтики настроены проамерикански. В этих условиях процесс смены руководства ведущих стран Евросоюза, то есть Германии и Франции, сейчас снизил их возможность диктовать свою линию остальным.

По словам эксперта, все это объяснимо: Меркель уходит, у партии Макрона очень плохо прошли выборы в региональные и департаментские советы. «Эти факторы ослабляют тылы, что и влияет отрицательно на попытки выступать полномочными представителями Евросоюза по решениям, которые касаются США, России и Китая», – уверен Рубинский.



#саммит #дискуссия #Евросоюз

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116 (6954) от 29.06.2021 под заголовком ««Не хватило храбрости»».


Комментарии