Назойливая «замануха» Финансовые и торговые структуры атакуют потенциальных потребителей

От обилия информации, которая обрушивается на нас ежедневно, голова идет кругом. А тут еще банки, торговые комплексы и застройщики норовят навязать свои услуги или тарифы, совершая звонки и веером рассылая SMS. Петербуржцам это, конечно, знакомо. Причем количество таких незаконных обращений в последние годы растет, уверяют представители управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Санкт-Петербургу. К тому же участники рынка, используя методы Остапа Бендера, пытаются порой ввести в заблуждение потребителей товаров и услуг. С недобросовестной конкуренцией сотрудники этого подразделения тоже сталкиваются из года в год.

Назойливая «замануха» Финансовые и торговые структуры атакуют потенциальных потребителей | ФОТО: Pixabay

ФОТО: Pixabay

Докучливые финансовые и торговые структуры атакуют потенциальных потребителей все более настойчиво. В 2022‑м петербургские антимонопольщики рассмотрели свыше 600 заявлений, связанных с нарушением законодательства о рекламе. Львиная доля этих обращений (78 %) по итогам года оказалась связана с подобной назойливой практикой. Тогда как годом ранее их было чуть более половины.

«По каждому обращению мы ведем проверку, а выявив нарушение, привлекаем виновных к административной ответственности, — рассказала Марина Никитина, заместитель руководителя управления ФАС по Санкт-Петербургу, — только не всех это, к сожалению, останавливает».

В минувшем году представители этой службы возбудили 65 дел, стремясь противодействовать тем, кто действует в обход закона о рек­ламе. Для мегаполиса это вроде бы незначительная цифра, хотя по сравнению с предыдущим годом она возросла. Тем более что принцип неотвратимости наказания никто не отменял.

Но карающий меч правосудия не всегда должен мгновенно обрушиваться, считают антимонопольщики. Во многих случаях, по их мнению, важнее быстро пресечь подобные попытки и свести к минимуму последствия от незаконных действий. И если виновный, получив предупреждение, тут же одумается, признает вину и все исправит, штраф ему не грозит.

Вот и получается, что «объем» такого рода предписаний в общей статистике повсеместно превышает количество дел, возбуждаемых против нарушителей. Для Петербурга это тоже характерно. Хотя запрет на незаконное распространение звуковой рекламы нарушают в нашем городе немногие, отмечает Никитина.

Ее ведомство возбудило в 2022‑м лишь два таких дела. Правда, незаконными считаются лишь «заманухи», которые звучат из колонок, закрепленных на крыше или стене здания, в городских парках и на набережных. А если переносной источник рекламного «притяжения» установлен на тротуаре, под действие закона он не подпадает, пояснила специалист. Как и звуковая реклама в метрополитене, которая многих раздражает. Транспорт в этом отношении — отдельная тема…

Но и заманивать потребителей можно по‑разному. Некоторые участники рынка вводят их в заблуждение, давая не соответствующие действительности сведения. Например, заявляют о мнимых преимуществах своих товаров-услуг и готовности выполнить на деле не свойственную им работу. Или убеждают клиентов в превосходстве своей компании по каким‑либо показателям, говоря людям неправду.

В прошлом году петербургское УФАС выдало 173 таких предписания. Это 39 %, то есть опять‑таки львиная доля от общего числа нарушений, касающихся недобросовестной конкуренции. При этом поставщики продукции иной раз незаконно используют чье‑то фирменное наименование или чужой товарный знак, добиваясь конкурентных преимуществ.

Это тоже обман, уверены антимонопольщики, обычный пример так называемой паразитической конкуренции. Ведь пройдохи-дельцы не раскручивали свой бренд и не вкладывали средства, чтобы утвердиться на рынке, а использовали репутацию более успешных предпринимателей. Особо редкими такие случаи, по опыту петербургского УФАС, тоже не назовешь.

Но чаще бизнес-структуры выставляют на своем сайте одни условия или цены, а потребители сталкиваются с другими. Что вызывает, конечно, их закономерное негодование. Некоторые такие свежие факты привела Полина Величко, заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы этого регионального подразделения.

Так, один петербуржец пожаловался в УФАС на сеть быстрого питания «Бургер Кинг». Через сервис он заказал определенный набор продуктов, а доставили ему нечто иное, с измененными ценами. Другая жалоба, тоже имевшая место недавно, касалась петербургского отделения Альфа-банка. Фактический размер кешбэка, посетовал клиент, оказался меньше того, что заявил на своем сайте этот банк. В том и другом случае предупреждения было достаточно, чтобы с ходу пресечь подобную практику, рассказала Величко.

А вот застройщик ЗАО «Балтийская жемчужина» признать вину отказался, добавила она, и пришлось передавать дело в суд. Но судебные органы согласились с доводами антимонопольщиков, отреагировавших на заявление покупателей жилья. Они пожаловались на то, что площадь приобретаемых в новостройке квартир превысила ту, что была указана на сайте строителей. А доплачивать деньги будущие новоселы не спешили, рассудив, что их ввели в заблуждение.

Представитель отдела антимонопольного контроля УФАС назвала также примеры навязчивой рекламы, «проникающей» на электронную почту и в смартфоны клиентов без их согласия. По ее словам, в список таких нарушителей попали, в частности, зоомаркет ­«Ле’Муррр» и один из магазинов «Детский мир». А противозаконную звуковую рекламу практиковал магазин «Смешные цены», расположенный на проспекте Энгельса, прибавили сотрудники службы.

«Это правильно, что петербуржцы заявляют о недобросовестной конкуренции или незаконной рекламе, — резюмировала Полина Величко. — Но если в жалобе будут приведены доказательства, скажем, аудиозапись спам-звонка, это позволит быстрее рассмотреть жалобу и принять надлежащие меры. Да и грамотно, по всей форме составить заявление, ничего не упустив, тоже очень важно: образцы таких обращений выложены на сайте ФАС России».


#услуги #ФАС #жалобы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 40 (7369) от 07.03.2023 под заголовком «Назойливая «замануха»».


Комментарии