Найти общий язык: как дети мигрантов учат русский

Волонтеры общественной организации «Дети Петербурга» помогают ребятам освоить «великий и могучий».

Найти общий язык: как дети мигрантов учат русский | Волонтеры помогают ребятам преодолеть языковой барьер. ФОТО Сергея ФАДЕИЧЕВА/ТАСС

Волонтеры помогают ребятам преодолеть языковой барьер. ФОТО Сергея ФАДЕИЧЕВА/ТАСС

«Портрет трудового мигранта», по словам экспертов, в последние годы сильно меняется. Если еще лет десять назад за длинным рублем в Россию приезжали только мужчины, то сегодня они едут к нам вместе с женами и детьми не только работать, но и жить. А это значит, что инофоны (так по науке называют детей-мигрантов) должны учиться.

Но как отправить в школу ребенка, который не знает русского? Даже если он сядет за парту, языковой пробел неизбежно повлечет за собой и другие проблемы - низкую успеваемость, сложности в общении с одноклассниками и учителями.

Изменить подобную сложившуюся за годы практику решили волонтеры общественной организации «Дети Петербурга».

- Идея обучать маленьких мигрантов русскому языку родилась в 2012 году, - рассказывает директор организации Екатерина Алимова. - На тот момент у нас не было ни помещения, ни преподавателей, ни выхода на целевую аудиторию. Но мы быстро собрали команду единомышленников.

Волонтеры договорились с городскими библиотеками, чтобы вести там занятия, а знаниями готовы были поделиться десятки выпускников филфака, университета им. Герцена, их преподаватели. Осталось только найти учеников.

Чтобы родители-мигранты узнали о существовании курсов, волонтеры раздавали возле рынков, вокзалов и в аэропорту листовки, расклеивали объявления в подъездах.

Со временем заработало «сарафанное радио»: гастарбайтеры рассказывали друг другу о бесплатных уроках русского языка, приводили на занятия не только своих детей, но и ребят своих знакомых. Всем им волонтеры помогали осваивать лексику и грамматику русского языка, знакомили с богатой историей государства, культурными традициями.

- Мы принимаем на наши занятия всех детей от 5 до 18 лет, - говорит Екатерина Алимова, - у нас есть группы и для дошкольников, и для ребят школьного возраста. Например, несколько лет назад к нам пришла 17-летняя девочка из Узбекистана. По-русски она практически не говорила, школу посещала от случая к случаю. Но позанимавшись с нашими волонтерами, смогла без проблем закончить среднюю школу...

А в прошлом году у нас открылся молодежный центр для подростков, где волонтеры проводят занятия по русскому, математике, английскому, готовят ребят к ОГЭ и ЕГЭ.

Кстати, те дети, которые ходят на занятия постоянно, показывают в школе хорошие результаты. Например, Зуля из Узбекистана. Раньше очень плохо говорила по-русски, а теперь - почти без ошибок. Девочка очень хочет закончить школу и поступить в институт.

- Со временем мы поняли, что существует много препятствий для поступления в школу иностранных граждан, - признается Екатерина. - Им иногда сложно разобраться с документами. Бывает, родители сами плохо знают русский язык или боятся в очередной раз получить отказ.

В «Детях Петербурга» мы иногда сталкиваемся с тем, что девочек не отправляют в школу, потому что некому сидеть с младшими и помогать по хозяйству.

История Мадины типична. Приехала в Петербург вместе с мамой и младшим братом. Мама работала с утра до ночи. Мадина, которой на тот момент было всего 10 лет, оставалась в доме и за хозяйку, и за няньку. Понятно, что в школу девочка не ходила. Да и какая школа, когда русский она знала на уровне «твоя моя не понимай».

- В подавляющем большинстве случаев папы и мамы желают своим детям счастья, они хотят, чтобы их сыновья и дочери учились в российских школах, получали образование, легально устраивались на работу. Проблема в том, что многие взрослые боятся лишний раз прийти в госучреждение и проконсультироваться. Они полагают, что их сразу же оштрафуют или выдворят из страны. Из-за этого многие дети в Петербурге живут «в тени» и тоже лишний раз опасаются пересекаться с представителями официальных органов. Мало ли что, - говорит Екатерина. - Вот и мама Мадины, хотя у себя на родине и работала в роно, очень боялась, что ее дочь окажется «недостойной» ученицей.

Екатерина убедила семью, что девочке важно получить образование, и помогла собрать все документы для поступления в школу.

Организуются для подопечных и специальные летние и весенние городские лагеря, где ребята учат русский язык, участвуют в различных мастер-классах и занятиях, гуляют, посещают выставки, ходят в кино. «Городские лагеря очень помогают в адаптации детей, развивают коммуникативные навыки, помогают завести новых друзей, - говорит Екатерина Алимова. - Кроме языковых занятий мы устраиваем походы в музеи, театры, кино».

Дети охотно участвуют в таких мероприятиях. Многие из них за 2 - 3 года впервые посещают театры и музеи и узнают, сколько возможностей для культурного досуга существует в Петербурге.

Они хотят быть как все, а не отчужденными «другими». Они тянутся к сверстникам, хотят с ними общаться.

- Например, интересно, что, оказавшись в русскоязычном классе, подружились мальчик из Таджикистана и мальчик из Камеруна, который говорит только на английском и французском, - вспоминает Екатерина. - И никакой языковой барьер им не стал преградой. Теперь Алибек с увлечением кроме русского осваивает английский язык. И у него это неплохо получается.

И напоследок для тех, кто морщит нос и считает, что в наш город «понаехало» слишком много мигрантов, хочется привести следующие данные ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области. Оказывается, граждане Узбекистана составляют лишь около 4,5% от общего количества официально работающих в городе на Неве. А все иностранные работники (из стран как с визовым режимом, так и с безвизовым) - не более 10%.

Трудовые мигранты ни у кого не отбирают рабочие места. Они преимущественно занимают массовые низкооплачиваемые позиции и в этом сегменте ни с кем не конкурируют.

Чем помочь
В организации всегда ждут учителей по русскому языку и другим предметам. Нужны волонтеры, готовые организовывать экскурсии, походы в театры и музеи - в первую очередь интерактивные и адаптированные для детей, плохо знающих русский язык.

Всегда требуются добровольцы для привлечения новых учеников, специалисты, готовые переводить сайт организации и материалы на английский, киргизский, узбекский, таджикский и другие языки.

А для организации городских лагерей и других мероприятий всегда требуется финансовая поддержка.

Более подробную информацию можно найти на сайте http://detipeterburga.ru/volunteers.html


Требуется помощь

В шахматы - с болезнью

«За что бы он ни взялся, он во всем разберется и все сделает. Ему все интересно знать», - говорит о сыне Алексее мама Алла Сергеевна. Она растила мальчика одна, без отца. Помогали бабушка и дедушка, ветераны войны, люди старой и крепкой закалки. Может быть, потому Алексей Иванченко и вырос таким серьезным и ответственным.

Он поступил в симферопольский автотранспортный техникум, выучился на механика, стал прекрасно разбираться в технике. После армии поступил в севастопольский национальный университет. Вот только, даже став дипломированным инженером-механиком, Алексей долго не мог найти работу по специальности: пришлось поехать в Краснодар, работать на стройках. В конце концов, когда Крым уже был в составе России, Алексей решил устроиться на государственную службу. Прошел и собеседование, и медкомиссию, которая признала его совершенно здоровым.

Все началось с болей в спине. Не помогали ни мази, ни массаж. Однажды даже пришлось вызвать «скорую». В больнице диагноз поставили далеко не сразу - больше полумесяца давали только обезболивающие. Наконец, врачи вынесли вердикт - «острый лимфобластный лейкоз, вариант ВII».

Лечение в родном Симферополе шло, казалось, успешно. Через несколько месяцев анализы показали, что Алексей в ремиссии. Но через полгода случился рецидив. Сделав дополнительные обследования, врачи сказали, что единственный шанс Алексея на выздоровление - это трансплантация костного мозга. Молодого человека направили в Петербург в НИИ им. Р. М. Горбачевой. У Алексея нет родственников, которые могли бы стать донорами. Нет их и в российском регистре. Донора нужно искать за рубежом. А это означает деньги - для простого человека неподъемные.

Алексей сейчас получает только пенсию по инвалидности. Алла Сергеевна тоже на пенсии. Как могут, помогают друзья. И все же такую серьезную сумму им не собрать. Вся надежда на неравнодушных к чужому горю людей.

Несмотря на все тяготы, связанные с болезнью и лечением, Алексей не теряет мужества и интереса к жизни, старается поддерживать и подбадривать маму. Он много читает - и классику, и историческую литературу, в свободное время играет на гитаре, в шахматы. Этому его еще в детстве научил дедушка. Если бы болезнь была шахматной партией, Алексей ее бы уже давно выиграл. Но жизнь, увы, не игра. Чтобы победить болезнь, Алексею нужно пройти через сложную процедуру трансплантации костного мозга. Сейчас очень важно поддержать его, чтобы все свои силы он мог направить на выздоровление, а не на мучительный поиск денег. Их без посторонней помощи все равно не собрать. Любое, даже самое скромное пожертвование приблизит операцию, которая даст Алексею шанс на выздоровление. Большие суммы складываются из маленьких.

Чем помочь:
Поиск и активация донора в международном регистре стоит 18 тысяч евро. Очень важно как можно быстрее найти деньги на первый взнос - 6 тысяч евро, после этого процесс поиска донора будет запущен.

Четырнадцатилетний капитан

До недавних пор жительница Петербурга Мадина Керимова серьезно занималась акробатикой, чирлидингом, выступала на спортивных соревнованиях, успевала ходить и в театральные кружки, и на хор, рукодельничала, помогала маме с младшими братьями, один из которых еще совсем кроха, и при всем при этом прекрасно справлялась с учебой. Но в январе прошлого года ее жизнь резко изменилась.

Однажды Мадина обнаружила небольшую шишку на шее. Начались походы по врачам. Через два месяца девочку госпитализировали и сделали биопсию лимфатического узла. Прозвучал пугающий диагноз - «лимфома Ходжкина», и Мадина стала пациенткой городского онкологического центра.

В 14 лет ты как никогда уязвим, сомневаешься в собственной внешности, будущее кажется неопределенным. А когда к обычным подростковым трудностям прибавляется серьезная болезнь, жизнь и вовсе кажется сплошным испытанием. Еще вчера у тебя были роскошные волосы, на выступлениях тобой любовался полный зал, а сегодня шевелюры не стало, тело изменилось, а в зал ты не можешь попасть даже в качестве зрителя. Принять это невероятно трудно. Пока шла химиотерапия, Мадина переживала самую настоящую депрессию.

Как только болезнь отступила и врачи отпустили девочку из больницы домой, она тут же составила для себя график тренировок, чтобы поскорее прийти в форму. Ей страшно хотелось общаться с друзьями, но она стеснялась своей внешности, почти не выходила из дома. Новый учебный год ждала с волнением. Но уже через месяц после того, как он начался, снова обнаружила, что лимфоузел на шее увеличился.

Услышав, что теперь ее ждут три курса химиотерапии и аутологичная трансплантация костного мозга, Мадина заперлась дома в ванной и долго плакала, не в силах прийти в себя.

Врачи назначили несколько курсов терапии с высокоэффективным препаратом «Адцетрис». Это лечение Мадина перенесла сравнительно легко, а результаты анализов стали заметно лучше. Но один лимфатический узел все равно еще не в порядке, значит, введение препарата надо продолжать. Но в данный момент получить этот препарат по квоте невозможно, поставок в клинику еще нет. А перерыв в лечении может свести на нет уже достигнутый успех. Лекарство очень дорогое, приобретать его родным Мадины не по силам.

Мадина уже через многое прошла. Больше всего ей хочется жить нормальной жизнью, видеться с друзьями, гулять по городу, снова заниматься спортом. Она дорожит каждой минутой, проведенной с родными, очень ценит их поддержку, при любой возможности записывает коротенькие видео с братишками и сестрой - не для того, чтобы выложить в Интернет на всеобщее обозрение, а просто для себя, на память. Говорит, что ничем особенным сейчас не занимается, но проходить через такое серьезное лечение и параллельно учиться в школе, нагонять пропущенное, самостоятельно заниматься - это большой труд.

Она любит читать настоящие бумажные книги, особенно Жюля Верна. В «Двадцать тысяч лье под водой» есть такие строчки: «Я не сожалею, что мне довелось совершить подводное путешествие. Я буду вспоминать о нем с удовольствием, но для этого надо, чтобы оно кончилось». Испытания, через которые проходит Мадина, труднее любого подводного путешествия. Чтобы вспоминать о них, пусть и без удовольствия, но со спокойствием, нужно, чтобы они побыстрее кончились. А для этого нужно помочь Мадине, отважной и яркой девочке, четырнадцатилетнему капитану собственного корабля, который держит курс на выздоровление.

Чем помочь:
Необходимо провести еще два курса лечения препаратом «Адцетрис». На каждый курс лечения требуется два флакона, один флакон стоит 200 тысяч рублей.

Тортик и футбол

Он проводил ее домой, потом позвал в кино. Вскоре они решили вместе отправиться в Берлин, посмотреть представление цирка «Дю Солей». Узнав о совместной поездке, их родители спросили ребят: «Почему бы вам не пожениться?». Дело было в субботу, а уже во вторник ребята подали заявление в загс.

Алексей и Елена Кривошеевы вместе уже пятый год, их сыну Сереже - год и семь месяцев. Елена до сих пор удивляется тому, как все сложилось, тому, что у Алексея практически нет недостатков. «Мы всегда находим компромисс, даже если какие-то разногласия возникают», - говорит она. Никогда подолгу не были в ссоре. Перешли из кухни в комнату - по дороге помирились. Кстати, на кухне Алексей все делает сам. Елена смеется, что хотела быть примерной женой и хозяйкой, но за все годы брака практически ничего сама не приготовила - ей остается только мыть посуду и покупать специи по списку.

Любил он и свою работу. С отличием окончил колледж мехатроники и пищевой индустрии по специальности «технолог машиностроения», работал оператором на деревообрабатывающем предприятии. Все шло хорошо. Алексей и Елена взяли квартиру в ипотеку. Но вскоре после того, как сыну исполнился год, Алексей заболел. Сначала казалось, что это обычная простуда - молодого человека беспокоили температура, слабость, лимфоузел увеличился. «Недомогание» все никак не проходило. Врачи провели дополнительные анализы и поставили диагноз «острый миелоидный лейкоз». Счастливая жизнь повисла на волоске.

После двух курсов химиотерапии в родном Калининграде Алексея отправили в Петербург под наблюдение врачей Северо-Западного медицинского исследовательского института им. В. А. Алмазова. Елене пришлось остаться дома с малышом.

Каждый месяц трудного лечения тянулся как год. Оказалось, что одной только химиотерапии недостаточно, врачи уверены, что Алексею необходимо провести трансплантацию костного мозга. Никто из родных на роль донора не подошел, подходящего кандидата нашли в российском донорском регистре. Саму пересадку проводят бесплатно. Но обследования донора и забор стволовых клеток квотой на лечение не предусмотрены, эти расходы ложатся на плечи пациентов и их родных.

Алексей сейчас работать не может, Елена - в декрете. Доход у родителей Алексея весьма скромный. Серьезной финансовой помощи от родных ждать, увы, не приходится, а деньги уходят не только на лекарства и оплату поездок в Петербург, но и на выплату ипотеки - 20 тысяч в месяц. Ситуация очень напряженная, и без помощи людей, неравнодушных к чужой беде, не обойтись.

Сережа очень радуется, когда папу отпускают из больницы домой. Елена смеется, что в свои год и семь он уже пошел по стопам отца - недавно сам сумел приготовить себе нехитрый завтрак: очистил и съел яйцо. Шутки шутками, а Елене, Алексею и Сереже очень важно и нужно снова быть вместе, не от химиотерапии до химиотерапии, а всегда. Даже небольшой денежный перевод поможет Алексею поскорее дать болезни решительный бой и вернуться домой к любимым.

Чем помочь:
Обследования донора из российского регистра и забор стволовых клеток для трансплантации стоят от 200 до 400 тысяч рублей.

#мигранты #русский язык #обучение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 056 (6409) от 28.03.2019 под заголовком «Найти общий язык».


Комментарии