Найдется все. В Петербурге внедряется учебник от крупнейшей российской интернет-компании

Это не привычное сотрудничество бизнеса с отдельными образовательными учреждениями. Соглашение «Яндекса» подписано на уровне всей городской системы образования: с Санкт-Петербургским центром оценки качества образования и информационных технологий, а также Академией постдипломного педагогического образования (АППО). Подобные договоры уже заключены с 27 регионами, в том числе Москвой и Московской областью, Алтайским краем, Калининградской областью, Сибирью. Учебник (называется «Яндекс.Учебник») - бесплатный, сейчас им пользуются более 50 тысяч российских учителей из 16 000 школ (это примерно 60% всех школ в стране). Задания из учебника уже выполняют 725 000 детей.

Найдется все. В Петербурге внедряется учебник от крупнейшей российской интернет-компании | Иллюстрация Sergey-Nivens/shutterstock.com

Иллюстрация Sergey-Nivens/shutterstock.com

Фиксики и Джон Кейдж

- Если взять самый лучший учебник, отсканировать и выложить в Интернет - работать это не будет, - комментирует первый проректор АППО Юрий Ээльмаа. - «Яндекс» и не стал сканировать. Пригласил практиков-методистов, экспертов из Минпросвещения, из Федерального института развития образования - и начал создавать свой учебник.

Сейчас это комплекты по русскому языку с 1-го по 4-й классы, математике с 1-го по 5-й плюс материал по музыке, культуре, архитектуре. Это не учебник и даже не электронный учебник в привычном понимании. Обучение и задания - по популярной «системе карточек»: такую используют в онлайн-лекциях и на презентациях, когда надо объяснить что-то максимально доходчиво.

К примеру, математика, задача на стратегию. Надо сделать логический ход и помочь ДимДимычу выиграть у Нолика - это персонажи российского «технологического» мультсериала «Фиксики». Или карточка по русскому: нарисованы члены семьи, задачка на синтаксис - догадаться по построению фразы, кто к кому обращается. Или карточки по музыке - с примерами из Штрауса и Джона Кейджа, чтобы показать: обычное пиццикато когда-то было новшеством, а музыкальным произведением можно считать и несколько минут тишины.

Новый учебник - это интернет-ресурс. У учителя, учеников и родителей - «личные кабинеты», в них школьники «решают» карточки (можно раздать хоть всему классу, хоть индивидуально), а учитель может отследить, какая тема буксует. Никаких оценок: родители в своем «личном кабинете» видят только процент выполнения задания. Потому что, поясняют разработчики, для одного ученика 95% - это слабовато, а для другого и половина выполненных заданий - достижение.

- Чтобы школа стала современной, той самой «школой цифрового мира», в образовании расходуются немалые деньги. Без этого нельзя, - говорит директор Центра оценки качества образования Александр Федосов. - «Яндекс.Учебник» - проект, бесплатный для образования, но польза в нем очевидная: он и детей заинтересует, и поможет выстроить то, что называется «индивидуальными траекториями образования». Родителю поможет разобраться в том, что ребенок делает на уроках и дома, а педагогу и завучу - анализировать результаты обучения.

Создатели ресурса подчеркивают: этот учебник - только дополнение к традиционному.

- Есть замечательное определение любого хорошего IT-продукта в образовании: он помогает хорошему учителю работать лучше и мешает плохому учителю работать плохо, - говорит Юрий Ээльмаа. - Педагог - профессия массовая, ремесленная, я со всем уважением это говорю. По старой памяти еще продолжаются сетования типа «у вас там Эрмитаж, а мы тут коров пасем», но мир начал резко выравниваться в смысле образования, как только в селах стал появляться Интернет. Хороший IT-продукт способен смягчить разницу в «образованиях».

Руководитель региональных образовательных проектов «Яндекс.Учебник» Артем Корзеев вспоминает: на одном из обучающих семинаров слово берет учительница; рассказывает, как ей работается с таким учебником. В конце огорошивает: «Вообще-то у нас в школе Интернета нет...» - «?! Как же вы тогда используете ресурс?» - «Так я детей домой приглашаю, дома вайфай».

- Вот такие подвижники как были, так и есть. Наша задача - сделать настолько удобный продукт, чтобы им мог пользоваться и не «подвижник». Абсолютно любой педагог. Мы задачу поставили - помочь хорошо учить всех. Больная тема регионов: «Вот мы детей хорошо обучим - а они уедут». Я всегда отвечаю: «Хорошо надо учить всех. Все не уедут».

Альтруистический продукт

Для самой компании это не первый образовательный проект. Но в каком-то смысле и первый.

12 лет назад компания открыла «Школу анализа данных» для студентов и выпускников вузов: машинное обучение, компьютерное зрение и все такое. Цель была абсолютно «бизнесовая»: кадры нужны позарез, их нет - значит готовим сами. Потом появился совместный с Высшей школой экономики факультет компьютерных наук. В ряде вузов (в том числе в СПбГУ) открылись базовые кафедры. Затем «пришли в школу»: создали проект «Яндекс.Лицей» - основы промышленного программирования на языке Phyton.

Но это все - информационные технологии. Учебник - принципиально новая тема: общее образование.

- Для большой компании наличие социальных обязательств - это правило хорошего тона, - комментирует Артем Корзеев. - Кто-то строит дороги, кто-то больницы. Мы сделали то, что умеем: сервис.

Юрий Ээльмаа считает, что «любой крупный успешный бизнес, если он вменяемый, рано или поздно начинает создавать альтруистические продукты»:

- Особенно это касается информационных технологий. В своих высших проявлениях сфера IT - глубоко гуманитарная, потому что она изменяет жизни людей, их коммуникацию. Я этому походу известной компании в образование не удивлен.

Как вспоминает Артем Корзеев, самый интересный момент наступил, когда сервис был уже готов:

- К учебнику начали подключаться школы и целые регионы, все носятся с «цифрой в образовании», но никто до конца не понимает, влияет ли она на образовательный результат. Нам не хотелось быть голословными, и мы решили проверить.

В школах Новосибирской области спустя год пользования ресурсом ученые ВШЭ провели исследование. Как оказалось, результаты по математике у учеников, работавших на платформе «Яндекс.Учебника», «оказались статистически значимо выше, чем у их сверстников». Наибольший эффект, утверждают, обнаружился у «слабо успевавших».

- Это показало, что мы выбрали правильную модель, - резюмирует Корзеев. - В любом случае сейчас это единственный образовательный ресурс в стране с доказанным влиянием на показатели успеваемости.

В регионах проект идет при поддержке местных властей. В Петербурге, по словам Александра Федосова, еще с прошлого января 30 школ начали неформально использовать карточки по русскому языку и математике. Скоро присоединятся еще полсотни учебных заведений. Как говорят в Центре оценки качества образования, новый ресурс школам навязывать не станут. Но добавляют: «Если продукт хороший, кто ж откажется?».

Юрий Ээльмаа комментирует такое беспрепятственное (по крайней мере так видится) внедрение интернет-компании в сферу российского образования. Во-первых, поисковик и так известен каждому. Во-вторых, это не сайт, а целая «экосистема» - как и «Гугл», со множеством взаимосвязанных сервисов. У «Гугла» есть образовательные сервисы «Академия Google» (но это поисковик по научным публикациям) и «Google Класс» (но это технология обмена файлами между учителем и учениками). Капитализация российской интернет-компании - всего несколько процентов от капитализации американской, но школьное образование - сфера, в которой преуспеет не глобальный тяжеловес, а «наше родное». В-третьих, компания российская (что по нашим временам принципиально), при этом имеет мировое реноме, как антивирусник «Касперский» или технология распознавания текста ABBY Давида Яна.

Без учителя «цифра» не работает

В АППО упоминают один из законов в управлении: если в инновацию вовлечены 15% респондентов, дальше она распространяется сарафанным радио. Необходимые проценты вовлекутся легко: с 2020 года информация о возможностях нового учебника будет внесена в содержание программ повышения квалификации учителей начальной школы.

- Сложности могут возникнуть не с использованием сервиса (он простой и удобный), а, скорее, с его включением в классно-урочную систему, - предполагает Александр Федосов. - У компании есть свои предложения, но педагоги - люди творческие, у них тоже есть идеи. Мы объявим конкурс, где рассмотрим уже существующие наработки использования ресурса.

Первый проректор АППО называет еще одну потенциальную сложность:

- В учительской профессии сейчас радикальный слом поколений. Учителям постарше приходится сначала изучать IT ради IT, для них это некое профессиональное знание. Для молодых учителей информационные технологии - часть повседневности, для них это не цель обучения, а сразу средство, готовый инструмент.

Корзеев не вполне согласен с опасениями и приводит в пример нецентральные регионы:

- Считается, что там много учителей старой закалки, которые недолюбливают «цифру». На практике это совершенно не так. Множество этих опытных педагогов как раз пользуются компьютерами. Учителя - очень массовая категория, в ней есть и недавние выпускники педвузов, которые не хотят разбираться «в этой цифре», а есть педагоги с 40-летним стажем, которые знают: чтобы учить детей новому, надо самим постоянно учиться, они не боятся компьютера, они щелкают цифровые ресурсы как семечки.

Правда, когда только появилась информация о новом учебнике, педагогическое сообщество насторожилось: «Искусственный интеллект отберет работу у учителя».

- Нет, никакая «цифра» без учителя не работает, - уверен Артем Корзеев. - Учебным процессом все равно управляет учитель. Мы помогаем повысить образовательный результат, но мы не учим. Учит педагог. Наш учебник - это инструмент.

Судя по всему, компания намерена двигаться в старшую школу. Если так - это будет уже совсем другая история. «Началка» - это «Фиксики». Старшая школа - это «строение органических веществ», «термодинамика» и прочая «война Алой и Белой Розы» - то, что многие из нас благополучно забыли после школы/вуза. Однако есть поветрие: граждане 30 - 40 лет возвращаются к школьной программе, чтобы залатать прорехи в картине мира, и спустя «дцать» лет перечитывают не любимого в школе Достоевского, ходят на научно-популярные лекции, пишут «Тотальный диктант».

Можно себе представить, что карточками по старшеклассной физике-химии будут пользоваться взрослые?

В «Яндексе» пока так далеко не заглядывают:

- Важны же не просто «карточки»-задания. Нужна методика, система. И только учитель знает, на какой теме подробнее остановиться, где вернуться и закрепить пройденное. Бессистемно использовать карточки... наверное, можно. Как «тренажер». Но мы пока себя считаем исключительно «цифровым помощником учителя».

Зато Юрий Ээльмаа такого развития событий не исключает:

- Любую систему пользователи со временем начинают использовать не так, как было задумано создателями. Было очень любопытное исследование по использованию детских дворовых площадок-городков. Ребенку, как оказалось, неинтересно заходить в домик через дверцы - он постоянно лезет на крышу. Хотя авторы проекта такого не предполагали. Сейчас, насколько я знаю, в проектных документах таких площадок даже есть обязательное условие: указать предполагаемые формы «ненормативного» использования продукта. Думаю, и этот ресурс пользователи додумаются использовать как-то еще.

#учебник #школа #образование #Яндекс

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (6587) от 12.12.2019 под заголовком «Найдется все».


Комментарии