Научно-исследовательское судно «Пионер-М» отправится в Севастополь

Созданное петербуржцами маломерное научно-исследовательское судно (НИС) «Пионер-М» проекта 25700 скоро будет отбуксировано в Севастополь. Новинка оправдывает свое название: таких маломерных катамаранов в России и впрямь прежде не строили.

Научно-исследовательское судно «Пионер-М» отправится в Севастополь | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Новое в отрасли. Этот прототип НИС был построен на ­Средне-Невском судостроительном заводе (корабелы сделали его корпус из композитных материалов) в рамках федеральной целевой программы при участии студентов. Во многом поэтому в нем ­воплотился ряд смелых технических решений.

На первенце проекта, который предстоящим летом отправится в первую экспедицию, отработают технологии безэкипажного судовождения: оператор с берега будет «вести» его по волнам. Но главное — получив такую хорошо оснащенную плавучую лабораторию, Севастопольский ­госуниверситет, заказчик НИС, сможет проводить комплексные научно-исследовательские работы (отбор проб и грунта, океанографические наблюдения и др.) в прибрежных районах Черного моря.

Показатели. Морские порты России до конца не оправились от ударов пандемии, сказавшихся на ­транспортно-логистических операциях. Но в 2021‑м грузооборот там вырос на 1,7% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 835,2 млн тонн. Увеличилась перевалка наливных (прежде всего сырой нефти и нефтепродуктов) и сухих грузов, особенно угля, кокса и контейнеров. При этом в портах Балтики зафиксирован рост перевалки практически всех видов грузов.

Квоты под киль. «Северная ­верфь» намерена выполнить свои обязательства перед рыбопромысловыми компаниями, обновляющими флот при поддержке государства. На ярусолове-процессоре «Марлин» проекта MT1112XL корабелы обкатали аварийно-стояночный дизель-генератор (случись что, он поможет экипажу продержаться, ожидая подмоги), запускают главные двигатели и готовят ходовую рубку. В июле 2022 года новейшее судно должно выйти в море на испытания.

А другие специалисты, завершая формирование корпуса траулера «Капитан Тузов», предназначенного для карельской компании «Альтернатива» (входит в группу «Норебо»), готовятся к монтажу оборудования и механизмов. Этот пятый траулер, строящийся по проекту 170701, петербуржцы собираются сдать тоже в 2022-м. Всего же в рамках программы инвестквот «Северная верфь» строит для этого холдинга десять современных траулеров, которые будут вести промысел в студеных морях.

Инфраструктура. Петербургский разработчик НИИ «Нептун», входящий в корпорацию «Ростех», обновляет систему управления движением судов (СУДС) в порту Калининграда. Один из ее элементов — ­современный радиотехнический пост, который обеспечит постоянное наблюдение за судами в нужной зоне при любых погодных условиях и безопасные подходы к морскому терминалу «Пионерский».

Этот пост (башня высотой 61 метр и антенны береговой радиолокационной станции) появится на мысе Гвардейский. Модернизация оборудования позволит не только расширить зону действия СУДС, но и дистанционно передавать данные о навигационной обстановке в порт «Балтийск», где находится центр управления движением судов. Работы, которые ведутся по заказу «Росморпорта», планируют завершить в марте 2023‑го.

Федеральный проект. Россия присоединилась недавно к Найробийской конвенции об удалении затонувших судов. А в начале этого года был принят федеральный закон, определяющий условия и порядок выполнения подобных работ в рамках проекта «Генеральная уборка».

Прошлогодний почин ­удался: в дальневосточных морях ­специалисты подняли со дна и ­утилизировали 17 ­«утопленников». В текущем году, по словам вице-премьера Виктории Абрамченко, планируется осуществить такие операции в других регионах, включая Северо-Запад, «почистив» крупные морские бухты и убрав там 68 затонувших в разное время судов.

Разработки. Кингисеппский машиностроительный завод (КМЗ) представил проект катера, способного собирать разлитую на Неве нефть и доставлять ее на утилизацию. Это небольшое судно с надстройкой и ходовой рубкой, моторным отделением на корме и бортовыми приемными окнами. Инженеры КМЗ разработали также брашпили для речных судов Б1Р, применяемые при якорно-швартовных операциях, согласовав документацию с Российским речным регистром.


#катамаран #судно #Севастополь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 75 (7158) от 26.04.2022 под заголовком ««Пионера» ждет Крым».


Комментарии