На узкой тропе. Кургальский заказник вновь в центре экологических разногласий

Бывают люди, которые словно притягивают к себе неприятности. Из одной беды человек вроде вылезет, как тут же другая на подходе... Впрочем, такое не только с людьми случается. Кургальский заказник, уникальный природный уголок Ленинградской области, существование которого в последние годы не раз оказывалось на грани риска, вновь в центре экологических разногласий. Причина: планы по организации внутри его границ туристических объектов.

На узкой тропе. Кургальский заказник вновь в центре экологических разногласий | Кургальский заказник имеет двойной международный статус - рамсарское водно-болотное угодье и охраняемый район Балтийского моря ХЕЛКОМ. ФОТО АВТОРА

Кургальский заказник имеет двойной международный статус - рамсарское водно-болотное угодье и охраняемый район Балтийского моря ХЕЛКОМ. ФОТО АВТОРА

Приют для охраняемых видов

Справедливости ради: проблем хватает не только у этой природной территории. Просто в силу своего высокого биоразнообразия Кургальский заказник привлекал внимание зоологов и ботаников на протяжении многих лет.

Так, пару лет назад немало нареканий у экологических организаций вызвала прокладка через его территорию коридора для строительства «Северного потока-2». Сейчас все работы уже завершены. Но ближайший к заказнику район Усть-Луги остается сферой интересов большого бизнеса. По соседству с Кургальским заказником расположен крупный портовый комплекс, который постоянно расширяется, реализуется проект по созданию промышленного кластера...

Столкновение интересов неизбежно, промышленные и инфраструктурные объекты служат источниками разнообразных экологических угроз. И достаточно одного неверного решения, чтобы нанести заказнику непоправимый урон. Что, однако, совсем не означает готовности потерять природоохранную ценность территории.

Ведь площадь Кургальского заказника без малого 60 тысяч гектаров, из которых примерно половину занимает морская акватория, его природные условия весьма разнообразны, и охраняемые виды по-прежнему находят приют в его дальних уголках. К примеру, почти все виды птиц, охраняемые в Ленобласти (а это более семи десятков), здесь хотя бы раз, но были отмечены. Тут же выживают последние особи балтийской кольчатой нерпы, образует залежки серый тюлень...

Очередные страсти вокруг этой территории закипели после обнародования месяц назад так называемого плана управления Кургальским заказником, разработанного с целью компенсировать ущерб, нанесенный при прокладке газопровода. Предполагается, что финансовую составляющую возьмет на себя компания «Нордстрим-2 АГ» (оператор «Северного потока-2»). Реальным же заказчиком работ выступил комитет по природным ресурсам Ленобласти, и именно он задал «вектор» данному проекту, выбрав в качестве исполнителя не экологическую, а градостроительную фирму - московское консалтинговое бюро «Стрелка» (оно, в частности, проектировало столичный парк «Зарядье»).

Инспектор без полномочий

Свое видение будущего заказника представители комитета и «Стрелки» озвучили на нескольких встречах - одна (для специалистов) прошла в Петербурге в Научном центре РАН, две других - в поселках Усть-Луга и Большое Куземкино, примыкающих к заказнику. На них само появление «плана управления» было расценено как дело безусловно благое, ведь он сможет определить мероприятия в заказнике на годы вперед. Но и там и там заинтересованные стороны так и не добились ответа на краеугольный вопрос: как «организовать» неорганизованных туристов?

Дело в том, что в отличие от заповедников заказники открыты для посещения. В летний период Кургальский притягивает сотни людей, которые на личных автомобилях добираются до него из разных районов Ленобласти и даже из Петербурга. Кого-то привлекает нетронутость местных пляжей, кому-то просто интересно, что за странный полуостров вдается в море у самой границы. Тем более что возможность побывать здесь появилась сравнительно недавно - территория прежде была недоступна из-за наличия строгого погранрежима. Последний, замечу, как раз и позволил природным комплексам сохраниться в первозданном виде.

Не останавливает любопытствующих ни расстояние, ни брусчатые военные дороги. Добравшись до цели, они организуют палаточные лагеря, разводят костры, включают громкую музыку. И, конечно, оставляют после себя груды мусора. Люди совсем не задумываются о том, что заказник - в первую очередь место обитания редких птиц, зверей, рыб, лишайников, мхов, сосудистых растений и уже потом - место отдыха человека. В конце концов, расслабиться можно в любой части побережья Финского залива, а отдых в заказнике всегда чреват потерями для природы: либо чьей-нибудь гибелью, либо вытеснением с исконных участков.

Увы, все, что областной комитет по природным ресурсам до сих пор мог предложить Кургальскому заказнику для защиты, - одного инспектора, не наделенного полномочиями наказывать нарушителей охранного режима. Впрочем, даже это «роскошь» - большинство областных ООПТ не имеют собственных инспекторов, нарушения выявляются во время периодических рейдов.

Специалисты не раз говорили, что нужно расширить штат инспекторов, привлекать к защите территории иные службы (полицию, ГИБДД), предоставлять людям больше информации о режиме заказника, организовывать места отдыха вне его границ...

Но КБ «Стрелка», с подачи областных чиновников, похоже, пошло по принципу «клин клином вышибают».

Прочь от беспокойства

Вместо отлаженной системы охраны предлагается оснастить заказник элементами туристской инфраструктуры. Что называется, «под завязку». Исполнителями была предоставлена карта-схема, на которой вся территория пронизана сетью так называемых эколого-просветительских маршрутов. Предлагается также организация нескольких туристических баз и оборудование мест для пикников.

На первый взгляд, идея сосредоточить туристов в определенных местах кажется логичной. Но именно она и вызвала негодование. Печальный опыт некоторых природных территорий показал: наличие организованных мест отдыха отнюдь не снижает рекреационную нагрузку. Многие эксперты предвидят рост потока посетителей, особенно при хорошей рекламе, и уничтожение последних клочков дикой природы.

Клиенты турбаз будут соседствовать с «дикарями» и их палаточными лагерями, а по экотропам помимо бердвотчеров пойдут заскучавшие любители шашлычного отдыха. До настоящего момента такие любители оседали всего в нескольких, наиболее доступных, точках на полуострове.

Конкретные маршруты экотроп вызвали острую критику у биологов, много лет работавших в заказнике. Обычно экотропы стараются проложить так, чтобы посетители могли насладиться красивой природой, не беспокоя при этом редких представителей флоры и фауны.

В случае с Кургальским заказником риски, похоже, оценили недостаточно. Так, один из маршрутов должен пройти прямо по зарослям охраняемого растения овсец луговой. Пять экотроп выходят на берег, где весной на массовые стоянки собираются водоплавающие и околоводные птицы. Лебеди, гуси, утиные, кулики отдыхают и кормятся на прибрежных мелководьях. Среди них тундровый лебедь, занесенный в Красную книгу России.

Один из маршрутов затронет гнездование исчезающего кулика балтийского чернозобика. Конец весны и лето - время выводков, при этом птичью семью очень легко разрушить. В места, где пары выводят птенцов, пускать посетителей категорически нельзя! Кроме того, прибрежная часть заказника - традиционный район водопоя многих млекопитающих.

Конечно, птицы и звери быстро ориентируются в ситуации и, скорее всего, начнут уходить подальше от мест беспокойства, на острова или в тростники, лесные виды - в глубь территории. Но зачем вообще ставить подобный эксперимент?

Доступ только с гидом

Предвижу возражения бывалых путешественников. Почему же тогда в других странах люди имеют возможность посетить природные резерваты: цивилизованно прогуляться по экотропе и понаблюдать вблизи диких животных?

Все просто. Подобный сервис возможен только при строжайшем соблюдении режима, отсутствии браконьеров и ограниченном доступе посетителей, а также наличии у визитеров определенной экологической культуры (и даже в таком случае посещение многих участков допустимо лишь с гидом).

Организовать нечто подобное в сегодняшних реалиях Кургальского заказника затруднительно. Да, визит-центр на въезде будет нелишним, ведь люди должны понимать, куда они приехали. Но открывать им свободный доступ в ценные части заказника слишком опасно. А уж предоставлять коммерческие услуги для желающих просто оттянуться на природе совсем «не комильфо».

Немалое возмущение новым «планом управления» высказали на встречах и местные жители, но по другой причине. Оказывается, на момент общественных слушаний экотропы уже были размечены на местности! То есть, несмотря на все обещания властей привлечь к управлению заказником все заинтересованные стороны, еще до рассылки приглашений по всему полуострову ходили геодезисты и расставляли вешки.

Представителям комитета пришлось оправдываться: мол, эта разметка ничего не значит, на лето запланирован новый этап исследований и проектирования, да и вообще первый этап проекта никаких радикальных объектов в заказнике не предполагает. А будет ли второй этап, зависит от мнения жителей...

Несмотря на все заверения, расторопные граждане уже собрали сотни подписей со всех окрестных деревень, которые направили во всевозможные инстанции, в том числе в компанию «Нордстрим-2 АГ». Составлено также несколько научных заключений, обосновывающих недопустимость проекта.

Но вновь хочется задать вопрос, озвученный вначале, - почему именно Кургальский вечно оказывается в центре неприятностей? И неужели нельзя иначе?

Наша справка

По данным ресурса kartoteka.ru, ООО «КБ «Стрелка», созданное в 2013 году, зарегистрировано в Москве на Берсеневской набережной.

Главный учредитель и бенефициар (80% участия) - частное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», которое в свою очередь учредил Благотворительный фонд поддержки образования и исследований в области медиа, архитектуры и дизайна.

Оставшиеся 20% - за двумя частными лицами.
Генеральный директор и один из учредителей - Денис Владимирович Леонтьев.Уставный капитал - 100 тыс. рублей.
Списочная численность - 65 человек.

#Ленобласть #экология #природа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 059 (6657) от 09.04.2020 под заголовком «На узкой тропе».


Комментарии