На перепутье двух дорог. 14 мая в Турции пройдут выборы президента и парламента

Опросы избирателей показывают, что симпатии электората почти поровну делят действующий лидер страны Реджеп Тайип Эрдоган и его соперник единый кандидат от оппозиции Кемаль Кылычдароглу. Стремясь к роли регионального лидера на Ближнем Востоке, Турция давно пытается стать посредником между странами Запада и Россией. Выборы — точка бифуркации. Если произойдет смена вектора, то чьим интересам он будет отвечать — Турции или США и европейских держав, которые десятилетиями играют с политическими линиями многих государств на Ближнем Востоке? Сегодня в мире все меняется так стремительно, что предсказать исход выборов и его последствия крайне сложно. Но политологи и тюркологи Петербурга и Москвы попытались это сделать в ходе «круглого стола», организованного Центром исследований современной Турции и российско-турецких отношений СПбГУ совместно с Институтом научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН. Обозреватель «Санкт-Петербургских ведомостей» Инесса ЮШКОВСКАЯ побывала на этом «круглом столе», чтобы ознакомить читателей газеты с мнениями ученых.

На перепутье двух дорог. 14 мая в Турции пройдут выборы президента и парламента | ФОТО: Pixabay

ФОТО: Pixabay

Развитие или дестабилизация?

Николай ДЬЯКОВ, профессор, заведующий кафедрой истории стран Ближнего Востока СПбГУ:

— Взаимодействие двух наших держав является во многом определяющим фактором для будущего международной политики и международных отношений. Для обеспечения стабильности на этом гигантском трансконтинентальном пространстве итоги и перспективы предстоящих выборов имеют колоссальное значение. Турция является одним из крупнейших торговых партнеров России, причем ее роль заметно усилилась с 2022 года (торговый оборот двух стран превысил $60 млрд). В случае сохранения нынешнего расклада сил и после выборов в Евразийском регионе сохранится позитивная тенденция развития.

Владимир АВАТКОВ, ИНИОН РАН:

— Сегодня Турция провозглашает себя одним из центров мировой политической системы. В рамках этого она продвигает лозунг «Мир больше пяти», предлагая пересмотреть всю систему международных отношений: изменить Совет Без­опасности ООН, добавить туда новых членов. Турция провозглашает себя хабом, центром сопряжения, через который проходят торговые, экономические и политические пути. Эти пути, как кровеносные сосуды, поддерживают состояние республики.

Что касается взаимодействия с Западом и Востоком, то тут Турция действует гибко — старается использовать преимущества от взаимодействия с Западом в рамках европейской интеграции, но и выступает за расширение взаимодействия с Россией, развивая крупные проекты (атомная станция «Аккую», газопроводы, туризм, в перспективе — создание газового хаба и т. д.).

Можно констатировать, что Турция стала для нас больше чем парт­нером. Но это сложный партнер. Турецкая внешняя политика подразумевает воздействие на сопредельные регионы — в частности, на Южный Кавказ, страны Средней Азии и постосманское пространство. И здесь, конечно, интересы Москвы и Анкары во многих точках будут сталкиваться.

Турки привыкли к достаточно быстрой смене руководства, впервые у них так долго остается у власти одна партия и один лидер. Эрдоган правит даже дольше, чем Мустафа Кемаль Ататюрк. В то же время такой стабильности, которая была достигнута в последние годы, в респуб­лике никогда не было — в 1990‑е, например, инфляция там достигала тысяч процентов.

Возможны три варианта развития событий. Первый — побеждает Эрдоган, второй — оппозиция, третий — наступает хаос. Американцы заинтересованы либо в подчиненной Турции, либо в Турции, погруженной в зону нестабильности. Значит, они либо постараются привести к власти оппозицию, либо устроят хаос. Причем хаос устроить возможно при победе как нынешней власти, так и оппозиции…

Оппозиция, придя к власти, способна свернуть российские проекты в Турции, в том числе по созданию газового хаба. Можно прог­нозировать сворачивание всего, что было наработано вместе с Россией в плане регионального турецкого прагматизма и безопасности в Ближневосточном регионе.

Игра на шести досках

Владимир КОЛОТОВ, профессор, заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока СПбГУ, директор Института Хо Ши Мина СПбГУ:

— Уже сейчас Турция играет уникальную роль в современной системе евразийской безопасности, потому что имеет возможность активно воздействовать на ситуацию в зоне нестабильности евразийской системы, проецируя свою линию на Северную Африку, Восточную Европу и Кавказ; в формате мягкой силы она достаточно эффективно экспортирует свою политику в Центральную Азию, через сирийский театр действий влияет на Ближний Восток и даже на Юго-Восточную Азию. То есть она проецирует свою политику на шесть сегментов.

Турки меняют ситуацию на театрах военных действий, ставят под контроль местные элиты, усиливают свое влияние. И дипломатически воздействуют на партнеров, чтобы продавливать свои интересы — в таком формате они работают с США и ЕС. С точки зрения управления рисками и стратегии турки показывают высочайший класс одновременной игры на шести гео­политических досках с самыми разными партнерами.

В современной большой игре Анкара, вне всякого сомнения, усилила свою субъектность. Она стала суверенным игроком, который, обладая скромными ресурсами, все больше и больше набирает вес.

Алина СБИТНЕВА, ИНИОН РАН:

— В Турции, по данным МВД, зарегистрировано 116 партий, среди которых помимо традиционных есть весьма необычные для этой страны — например, «зеленые», коммунистические и даже феминистские.

После выборов 2018 года в парламент вошли пять партий: Партия справедливости и развития (ПСР), Народно-республиканская партия, Хорошая партия, Партия националистического движения (ПНД) и оппозиционная Партия демократии народов.

Сейчас основными соперниками считаются два объединения: «Народный альянс», в который входят правящая Партия справедливости и развития (она находится у власти уже более 20 лет, сейчас позиционирует себя как центристская и умеренно исламистская) совместно с националистической партией и так называемый «Стол шестерых» — объединение оппозиционных партий.

Главной оппозиционной партией к настоящему моменту является Народно-республиканская партия — старейшая в Турции и занимающая преимущественно прозападную позицию.

Современная программа ПСР в большей степени посвящена внутренней политике. Внешнеполитический раздел представляет собой ряд идеологем, в частности, нео­исламизм и многовекторная внешняя политика. При этом отмечается, что Анкара может стать центром притяжения для ряда проектов с геополитической точки зрения, турецким хабом. О России в программе сказано, что Турция намерена поддерживать дружеские отношения с РФ, основанные на сотрудничестве, а не на конкуренции на Кавказе и в Центральной Азии.

ПНД долгое время находилась в оппозиции по отношению к правящей ПСР, а сейчас стала частью проправительственного «Народного альянса». Она является ультраправой, ее сторонники — преимущественно националистически настроенные граждане, приверженцы идеологии пантюркизма и панисламизма.

«Стол шестерых» представляет шесть разнородных оппозиционных партий прозападного толка: у парламентской Хорошей партии мы видим синтез националистических, консервативных и центристских взглядов. В программе партии процесс евроинтеграции Турции назван не отвечающим взаимным интересам сторон, но в то же время озвучена мысль о важности здоровых европейско-турецких отношений. США и РФ в программе этой партии не упоминаются в принципе.

В «Стол шестерых» также входит Народно-республиканская партия — старейшая в стране, основанная еще Кемалем Ататюрком в 1923 году. Сейчас она является главной оппозиционной партией Турции, представляющей преимущественно прозападные взгляды, как и ее лидер Кемаль Кылычдароглу — он и был избран единым кандидатом от оппозиции. Советники Кылычдароглу в последние месяцы перед выборами очень активно ездили с визитами в США. В отношении России этот политик придерживается в принципе здорового развития отношений, однако недавно заявил о том, что если они придут к власти, то напомнят России, что Турция является союзником НАТО.

Другие члены «Стола шестерых» — Партия будущего и Партия демократии и прорыва — представляют собой некий тюркско-исламский либеральный синтез и выступают за планомерное развитие отношений с РФ.

Правящая Партия справедливости и развития сейчас во многом переживает кризис. Небывалый успех, достигнутый 20 лет назад, сменился чередой сложностей как во внутренней, так и во внешней политике. За последнее время страна пережила сильнейшие землетрясения, рекордный обвал национальной валюты, политические неудачи. Однако оппозиция тоже не лишена проблем: состав альянса неустойчив, партиям трудно договориться о чем‑то между собой, политическое кредо у них очень разное. Поэтому прогнозы на грядущие выборы неоднозначны.

Многие турецкие политики говорят, что разрывать отношения с Россией не намерены, планируют развивать совместные проекты, но при этом подчеркивают, что являются союзниками Запада. Это типичная турецкая история — быть как бы и с Россией, и с Западом…

Где же родина тюркского мира?

Мария МАЙОРОВА, ИНИОН РАН:

— Турция все чаще заявляет о себе как о ключевом игроке на международной арене — это и трансляция идеи «Великого Турана» и «тюркского мира». Анкара конкурирует за лидерство в исламском мире наряду с Ираном и Саудовской Аравией. Сферы науки и образования являются одними из наиболее важных инструментов для распространения таких идеологем не только внутри страны, но и за ее пределами — за счет турецких лицеев, студенческих обменов, привлекательных стипендиальных программ и т. д.

Одной из самых востребованных зон интересов для Турции является постсоветское пространство. После развала СССР свою новую идентичность постсоветские государства решили выстраивать не на основе своего прошлого и исторического наследия, а на дистанцировании от него.

Турция позиционирует себя как лидер в регионе, претендует на мировое лидерство, однако пока недотягивает до него. В первую очередь из‑за нехватки ресурсов. Поэтому она вынуждена отталкиваться от идеи хаба, соединяя ключевые энергетические, торгово-логистические и иные пути. Это дает возможность использовать ресурсы других стран при нехватке собственных, опираясь на свое географическое и геополитическое положение.

В тюркских государствах постсоветского пространства Турция действует в рамках идеологемы неопантюркизма, распространяемого с помощью организаций, направленных на формирование научного и культурного сознания. На идейно-ценностном уровне манипулирование происходит через общие тюркские корни.

Одним из характерных методов ведения Анкарой политики на постсоветском пространстве и на Ближнем Востоке является создание сетевых протурецких структур. Способствует этому самопозиционирование Турции на международной арене, которое основано на продвижении идеи о том, что она — защитник угнетаемых народов и мусульманских ценностей, нацеленный на сохранение культурного и исторического наследия тюрок и выступающий за создание устойчивой системы региональной без­опасности.

Постоянно подчеркивая братский характер взаимоотношений c тюркскими государствами, а также культурную и историческую близость, Турция руководствуется сугубо прагматическим подходом. Независимо от результатов выборов при нехватке своих собственных ресурсов и нестабильной экономике Анкаре необходимо развивать отношения со странами, богатыми энергоресурсами и способными принести ей экономическую выгоду.

Аполлинария АВРУТИНА, профессор, директор Центра исследований современной Турции и российско-турецких отношений СПбГУ:

— Сегодня тюркские организации являются, без сомнения, одним из эффективных инструментов «мягкой силы» Турецкой Республики. Деятельность многих пантюркист­ских культурных сообществ фактически финансируется третьими странами.

Мы как страна с самым крупным в мире тюркским населением по числу народов можем здесь равноправно соперничать с Турцией и развивать свои тюркские проекты. Я убеждена, что мы должны активизироваться в этом направлении, продвигая добрососедские партнерские отношения и с Турцией, и, конечно, с нашими ближайшими соседями и давними друзьями — странами Средней Азии. На базе того, что все‑таки наш Алтай — родина тюркского мира, и об этом нужно помнить.


#Турция #выборы #президент #парламент

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 84 (7413) от 12.05.2023 под заголовком «На перепутье двух дорог ».


Комментарии