На опыте Первопрестольной. Какие ошибки допустила Москва в борьбе с коронавирусом?
В последние недели много говорят и пишут о вводимых в Москве мерах по борьбе с коронавирусом. Регионам рекомендуют ориентироваться на опыт столицы. C этим не поспоришь - ориентироваться необходимо. Только нужно правильно понимать значение этого слова.
Фото Александра Щербака/ТАСС
«Ориентироваться» - это совсем не то же самое, что повторять. Москва служит нам ориентиром прежде всего потому, что эпидемия в ней началась раньше, чем у нас. На ее опыте мы можем оценить эффективность тех или иных мер. И взять на вооружение только то, что работает, а московских ошибок - избежать.
А ошибки там имеются. На прошлой неделе Интернет обошли кадры с очередями из машин «скорой помощи», выстроившихся перед больницей в районе Химок - явно свидетельство неточно принятых решений. Или возьмем развернутую в столице борьбу с нарушителями-автомобилистами. Машины проверяют на всех въездах, водителей обещают штрафовать дистанционно. Начальник одного из московских департаментов объяснил, что муж без пропуска теперь не может возить на работу жену на машине - пусть она пересядет на общественный транспорт.
Из личного транспорта, самого безопасного в условиях пандемии, чиновник предлагает пересаживаться на самый опасный. Хотя любому ясно: пока человек сидит в своей машине, он-то как раз никого заразить не может!
А проверка пропусков на входах в метро? В Интернете полно кадров возникших очередей, в которых не соблюдается расстояние не то что в два метра - там и полуметра между людьми нет! Эффект от таких проверок предсказать несложно.
Если и ориентироваться на московский опыт в этих моментах, то исключительно в негативном смысле. Стремиться этих ошибок не повторять. При этом стоит помнить, что помимо опыта Москвы есть еще опыт многих других городов и стран, начавших бороться со вспышками коронавируса раньше нас. И рецепты, в общем, выработаны. В частности, они предусматривают постоянные рейды полиции и крупные штрафы за нарушение режима. Во Франции, скажем, число штрафов (от 200 евро каждый) идет на сотни тысяч. И это, как показала жизнь, работает.
Петербургские власти в чем-то европейский опыт уже используют лучше Москвы. Например, у нас практически сразу после начала эпидемии церкви были закрыты для посещения прихожан, как и по всей Европе. В Москве пойти на такой шаг не рискнули. Это одна из причин того, что там сейчас в 15 раз больше зараженных, чем в северной столице.
Опыт большинства европейских стран учит и другому: если начинается взрывной рост заболевания (а мы к этому приближаемся), то нужно останавливать общественный транспорт: именно там, где скапливается множество людей в замкнутом пространстве, риски заражения особенно велики. И уж точно необходимо минимизировать риски общественного транспорта прямо сейчас, когда транспорт работает. Тот же европейский опыт говорит: если уж автобусы, трамваи, троллейбусы и метро работают, они должны ходить максимально часто, чтобы салоны были максимально пустыми. Но у нас пока почему-то делают наоборот.
Есть вопросы и к соблюдению других мер безопасности. Не знаю, как сейчас - в метро, по понятным причинам, стараюсь не спускаться, - но в конце марта, уже после первого обращения президента, операционистки в метро, продающие жетоны и продляющие карты оплаты, работали без перчаток... Представьте, какое количество наличных денег и карт проходит за смену через руки такой операционистки! Между прочим, именно такие мелочи во многом и определяют, сможет ли город эффективно справиться с эпидемией.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 066 (6664) от 20.04.2020 под заголовком «На опыте Первопрестольной».
Комментарии