На кого направлен «Острый меч». Зачем Китай провел военные учения в районе Тайваня?

В минувший вторник закончились трехдневные маневры народно-освободительной армии КНР, которые проходили в морских акваториях непосредственно вокруг острова Тайвань. Как подчеркнули в минобороны Китая, учения должны были стать серьезным предупреждением для сепаратистских группировок на этом острове и поддерживающих их иностранных сил.

На кого направлен «Острый меч». Зачем Китай провел военные учения в районе Тайваня? | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

О начале маневров накануне сообщило агентство «Синьхуа». «Восточная зона боевого командования народно-освободительной армии Китая (НОАК) в субботу начала патрулирование и военные учения в акваториях вокруг острова Тайвань, которые продлятся с 8 по 10 апреля», — говорится в сообщении агентства. Маневры получили название «Единый острый меч».

Как пояснил официальный представитель восточной зоны боевого командования НОАК Ши И, патрулирование и военные учения проходят в Тайваньском проливе, а также в морской акватории и воздушном пространстве к северу, югу и востоку от острова. По словам Ши И, эта операция является «серьезным предупреждением» сепаратистским силам, стремящимся к «независимости Тайваня», и внешним силам, а также ответом на их провокации. Он подчерк­нул, что подобные учения необходимы для защиты государственного суверенитета и территориальной целостности КНР.

Центральная китайская газета «Жэньминь жибао» сообщила в редакционной статье, что учения стали ответом на встречу главы тайваньской администрации Цай Инвэнь с американским спикером Маккарти, точно так же, как и августовские маневры после приезда Пелоси в Тайбэй. «Эти два военных учения посылают четкий сигнал о том, что КНР не потерпит никаких вызовов в тайваньском вопросе, — говорится в сообщении китайской газеты. — Пекин неоднократно подчеркивал, что тайваньский вопрос является его внутренним делом, а национальное воссоединение — его основным интересом. Любые подобные провокации всегда будут встречены решительным ответом».

В свою очередь министерство обороны Тайваня сообщило, что в субботу в прилегающем к острову районе было зафиксировано более 70 летательных аппаратов и девять кораблей НОАК. При этом, по утверждению ведомства, 45 китайских воздушных судов вошли в зону опознавания ПВО Тайваня. Как поясняет британская The Guardian, зона ПВО — это большая территория, контролируемая в оборонных целях, и средства НОАК не проникали на территорию Тайваня. Однако минобороны острова за­явило, что китайские самолеты пересекли срединную линию — фактическую границу в международных водах Тайваньского пролива. Запуск истребителей J-15 позволил предположить, что НОАК, как считает издание, «отрабатывает удары по Тайваню из положения в стиле окружения».

Действительно, учения КНР начались после двойного визита в США главы тайваньской администрации Цай Инвэнь. Сначала она прибыла в Соединенные Штаты в конце марта. Как отмечали в офисе Цай Инвэнь, это была транзитная остановка на пути в Центральную Америку, где она намеревалась посетить Гватемалу и Белиз. Во время визита Цай Инвэнь, по данным газеты The Wall Street Journal, встретилась в Нью-Йорке с сенаторами-республиканцами Дэном Салливаном и Джони Эрнст, а также с демократом Марком Келли. Кроме того, она провела неформальную встречу с лидером демократического меньшинства палаты представителей Хакимом Джеффрисом.

На обратном пути из Центральной Америки глава тайваньской администрации вновь остановилась в США, где 5 апреля встретилась в Калифорнии со спикером нижней палаты конгресса США Кевином Маккарти и с группой парламентариев. Выступая в Президентской библиотеке Рональда Рейгана, Цай Инвэнь выразила благодарность Вашингтону за поддержку Тайваня. Она также поблагодарила членов конгресса за ряд инициатив, направленных на повышение обороноспособности острова и укрепление торгово-экономических связей между Вашингтоном и Тайбэем. В свою очередь Маккарти после встречи с Цай Инвэнь написал в Twitter, что США должны продолжать поставлять оружие Тайваню. «В свете сегодняшних обсуждений очевидна необходимость принятия ряда мер. Мы должны продолжать продавать Тайваню оружие и обеспечивать свое­временное получение им этих поставок. Мы также должны укреплять наше экономическое сотрудничество, в частности, в сфере торговли и технологий», — написал он.

Несмотря на то что в госдепе транзит главы администрации Тайваня назвали рутинной поездкой, на которую у Китая нет оснований чрезмерно реагировать, власти КНР объявили о введении санкций в отношении Гудзоновского института и библиотеки Рейгана. В Пекине полагают, что эти организации предоставили Цай Инвэнь платформу для участия в сепаратистской деятельности, тем самым нарушив принцип одного Китая.

«США и власти Тайваня вступили в сговор и под видом транзита попустительствуют выступающим за «независимость Тайваня» сепаратистам в политической деятельности в Соединенных Штатах, развивают официальные контакты между США и Тайванем, повышают уровень американо-тайваньских отношений. Это серьезно нарушает принцип одного Китая и три совместных коммюнике КНР и США, серьезно подрывает суверенитет и территориальную целостность Китая», — заявила в ходе брифинга официальный представитель МИД КНР Мао Нин.

По мнению аналитиков, Штаты сознательно поддерживают высокий уровень конфликтности вокруг Тайваня. Специалисты напоминают, что предыдущей крупной провокацией Вашингтона в этом вопросе стал визит на остров в 2022 году тогдашнего спикера палаты представителей Нэнси Пелоси. «США делают это для того, чтобы создать вокруг Китая точки напряженности. Разжигая их, Вашингтон пытается ограничить социально-­экономическое развитие КНР. Конечная цель подобной политики — одержать победу в стратегическом противостоянии с Пекином», — считает заведующий сектором экономики и политики Китая Центра азиатско-тихо­океанских исследований ­ИМЭМО РАН Сергей Луконин.

Сходного мнения придерживается руководитель Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев. «Вашингтону совершенно плевать на интересы тайваньских китайцев. Белый дом раскручивает напряженность вокруг острова, чтобы спровоцировать КНР. Но этот номер у них не пройдет, так как Китай не намерен развязывать военный конфликт. Воссоединение с Тайванем будет происходить исключительно мирным путем. Сами тайваньцы уже прекрасно понимают, что их экономические и национальные интересы в большей степени связаны с КНР, чем с США. Поэтому такие политики, как Цай Инвэнь, будут уходить на свалку истории», — уверен аналитик.

Эксперты считают нынешнюю реакцию Китая на действия США вокруг Тайваня адекватной. При этом, как полагает Санакоев, существуют два важных фактора, которые могут вынудить Пекин в дальнейшем перейти к более жестким мерам в этом вопросе. «Есть два основных принципа, за соблюдением которых КНР следит. Первый — чтобы внутри Тайваня не поднимали голову политические силы, которые будут настаивать на отделении острова от Китая. Второй — чтобы эти сепаратисты не были поддержаны извне военными силами, например, армией США. Если два этих принципа будут нарушены, Китай, конечно, станет реагировать очень жестко, вплоть до военно-силового ответа», — заключает аналитик.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Президент Франции Эммануэль Макрон, находясь с визитом в Пекине, призвал Европу не становиться «последователями» в вопросе пересечения пролива, приспосабливаясь к «американскому ритму или чрезмерной реакции Китая». Он сказал, что Европа не заинтересована в ускорении кризиса вокруг Тайваня и должна придерживаться стратегии, независимой как от Вашингтона, так и от Пекина.


#Китай #Тайвань #учения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 66 (7395) от 13.04.2023 под заголовком «На кого направлен «Острый меч» ».


Комментарии