На берегу Ладожского озера появился памятник подвигу ленинградских энергетиков

На берегу Ладожского озера на территории мемориального комплекса «Разорванное кольцо» появился памятник, посвященный подвигу ленинградских энергетиков. Монумент был открыт спустя ровно 80 лет после того, как осажденный город стал получать электроэнергию с Большой земли. Сегодня это событие называют прорывом энергетической блокады.

На берегу Ладожского озера появился памятник подвигу ленинградских энергетиков | ФОТО автора

ФОТО автора

…Подробности происходившего тогда были отражены на выставке, развернутой перед мемориалом «Разорванное кольцо». Жаль, что она была временной, поскольку без знания подробностей понять «содержание» памятника достаточно трудно. В центре гранитной плиты, образованной «ледяными глыбами», — карта, на которой показаны линии кабеля, идущие через Ладожское озеро к Ленинграду. Что за этим стоит?

Осенью 1941 года все гидро­электростанции, снабжавшие город, кроме Волховской, оказались на оккупированных территориях. Электроэнергии, которую удавалось вырабатывать внутри блокадного кольца, катастрофически не хватало. В осажденный Ленинград она могла поступать с Волховской ГЭС, которая находилась на Большой земле. Но как это сделать? Задача казалась просто невозможной.

Инженеры-кабельщики «Лен­энерго» Никодим Туманов и Иван Ежов предложили проложить бронированный кабель по дну Ладоги. Проект был экспериментальным: подобного опыта просто не су­ществовало. Однако иных вариантов не было.

Завод «Севкабель» в кратчайшие сроки изготовил 120 километ­ров кабеля. Его укладкой занимались работники ленинградских заводов (в основном женщины), моряки-балтийцы, связисты, водолазы. Это был настоящий трудовой подвиг. Сооружение всех объектов линии электропередачи было выполнено всего за 48 дней — на 8 дней быстрее, чем требовал Военный совет Ленинградского фронта. 23 сентября 1942 года электроэнергия с Волховской ГЭС начала поступать в осажденный город.

К тому времени как было проложено четыре нитки кабеля, удалось обойтись без человеческих потерь. Когда прокладывали пятую нитку, в октябре, в результате атаки вражеской авиации погибли 13 человек, еще 12 были ранены. Несмотря на это, работы были продолжены, и 5 ноября вступила в строй пятая нитка.

Подвигом была не только прокладка кабеля, но и обслуживание этих «нитей жизни», — отметила участвовавшая в открытии памятника дочь Туманова Татьяна Косоурова, заведующая сектором Государственного Эрмитажа. — Подводные кабели часто выходили из строя, в декабре 1942‑го из пяти нитей работала только одна… Ленинградские энергетики в чрезвычайных условиях искали и находили причины перебоев. Что помогло им выстоять? Они верили в Победу и были высочайшими профессионалами своего дела.

Подробности этой операции сохранились в дневнике Никодима Туманова, который он вел всю блокаду. И каждый вечер прятал его от чужих глаз в сейф — в том числе и потому, что операция по прокладке и обслуживанию энергетического моста была полностью засекречена. Подготовленные им к печати дневники не были опубликованы даже в 1970‑х годах, они увидели свет только спустя четыре десятилетия.

Кстати, «кабель жизни» действовал до полного освобождения Ленинграда от блокады. Затем он был поднят со дна Ладоги и еще раз послужил родному городу: его использовали для освещения Невского проспекта.

Что же касается памятника энергетикам, то он был заложен еще пять лет назад, спустя три года был объявлен конкурс на эскизный проект. Из 24 представленных проектов победил тот, который подготовил Олег Веселицкий — профессор Академии имени Штиглица. Как пояснил он, каждая из «нитей жизни», запечатленная в памятнике, подсвечена, так что его лучше рассматривать в вечернее время.

После завершения церемонии заведующий Музеем Дороги жизни в Коккореве Александр Войцеховский подарил музею «Ленэнерго» уникальную реликвию, связанную с «кабелем жизни».

Эта номерная свинцовая бирка — одна из тех, которую вешали на муфты, соединявшие между собой отрезки кабеля, — рассказал Войцеховский. — А затем в специальном журнале записывали: номер линии, номер муфты, какой водолаз прокладывал…

Все пять кабелей, проложенных по дну Ладоги, имели номера — от 101‑го до 105‑го. В начале минувшего лета в ходе экспедиции, которую предприняли специалисты Русского географического общест­ва, они подняли часть кабеля, муфты и номерные бирки на 13‑м километре 105‑го кабеля. Реликвии стали экспонатами музея в Коккореве.

#монументы #памятник #подвиг

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (7262) от 26.09.2022 под заголовком «Энергия с Большой земли».


Комментарии