На берегу Амазонской реки можно увидеть аллею каменных баб
Самый крупный в стране археологический музей-заповедник под открытым небом «Танаис» в Ростовской области до сих пор скрывает много загадок. И побывав там, можно узнать много нового. Например, о том, как амазонки оказались в здешних краях.
В древности эти каменные фигуры выполняли функции языческих идолов. Отбивая им руки и головы, люди старались освободить заключенные в статуях души…/ФОТО АВТОРА
Роковая страсть
Об их существовании на Дону и берегах Азовского моря упоминают почти все античные писатели. Они, в частности, подробно описывали живущих в Скифии дочерей бога войны Ареса и его жены, богини красоты и любви Афродиты. По легенде, во времена, когда Дон назывался Амазонская река («в ней купались амазонки» — так объяснял название греческий писатель Плутарх), у царицы Лисиппы и богатыря Беросса родился сын, которого назвали Танаис. Он был красив и с детства проявлял военные способности. А чтобы быть хорошим воином, дал обет целомудрия. В юношу влюбилась Афродита, однако, сколько она ни являлась перед ним в образе прекрасной девы, он не обращал на нее внимания. Оскорбленная богиня решила отомстить холодному юноше и возбудила в нем любовь к матери. Танаис мужественно боролся с роковой страстью, но она оказалась сильнее его — в конце концов он бросился с высокого обрыва в Амазонскую реку, которую с тех пор стали называть Тан или Танаис.
Но в основе каждой легенды всегда есть доля истины… Одна из археологических особенностей города Танаис — высокий процент женских погребений, в которых, кроме украшений, есть и оружие. Стрелы, копья и даже полный набор наступательного вооружения. Как тут не вспомнить об амазонках?
Древний город в степи
Если верить не легенде, а истории, то издавна на побережье Меотийского озера (ныне это Азовское море) в дельте реки Танаис (Дон) жили оседлые племена меотов, а в окрестностях территории кочевали воинственные племена скифов и сарматов. А еще в III веке до н. э. здесь обосновались выходцы из Боспорского царства, которые и построили Танаис, просуществовавший до V века нашей эры. Его останки были погребены в бескрайних донских степях, пока в середине XIX века их не обнаружили археологи. А с 1961 года уникальный объект начал принимать посетителей, приезжающих для того, чтобы посетить местные музеи, научные реконструкции и пройтись по музеефицированным раскопам древнего городища.
Гуляя по деревянным настилам-дорожкам, здесь можно увидеть фундаменты и фрагменты стен жилых домов и оборонительных башен, между которыми явно просматриваются узкие улочки. В основном дома в городе были двухэтажные, а самая высокая башня достигала 18 метров. Возможно, она выполняла и функции маяка, так как рядом с ней был обнаружен склад амфор со следами нефти.
Несмотря на древность, дома в Танаисе были с некоторыми «удобствами». Так, вывод нечистот осуществлялся при помощи дренажной системы, во внутриусадебных двориках располагались каменные колодцы для сбора дождевой воды и ямы для хранения зерна, а зимой дома обогревали очагами, сложенными из камня и глины. Внутри жилища обставляли мебелью из камня и дерева, а украшали терракотовыми статуэтками, их использовали и в погребальных обрядах.
Еще одна интересная археологическая находка — пинтадеры. Штампы для нанесения рельефных узоров на ритуальные лепешки, которые назывались «хлеб для бога». Интересно, что в древнем городе пекарни располагались в отдельных помещениях, где в общественных печах жители за небольшую плату могли испечь себе хлеб. Выпекали его на плоских глиняных сковородах из простого теста (мука, вода, немного соли) с добавлением сухих пряных трав и оливкового масла. Не очень вкусно, но полезно. И можно попробовать: сотрудники музея возродили выпечку культовых лепешек и проводят мастер-классы по их изготовлению с последующей дегустацией.
Гребни и бронзовые зеркала
Жители Танаиса занимались рыболовным промыслом, кузнечным и ювелирным ремеслами, ткачеством, производством стекла и резьбой по камню. Местные резчики, к примеру, мастерски выполняли надписи по камню: в стене одной из построек найдена мраморная плита с рельефным изображением воина-сармата и надписью о том, что некий сын Андромена Трифон посвящает эту постройку божеству. Но главным предназначением города была торговля — сюда привозили товары чуть ли не со всех концов древнего мира. Например, в витринах Музея истории Танаиса собрана богатая коллекция амфор и других сосудов из Греции и Малой Азии, на ручках многих из них есть штампы с надписями на греческом языке и различными изображениями или клейма, по которым можно узнать имя мастеpa и место его мастерской, а иногда и дату изготовления сосуда. Такие амфоры использовали как тару для транспортировки и хранения оливкового масла, зерна, муки и вина. Любопытно, что танаиты виноград не выращивали, а привезенное греками вино употребляли, не разбавляя водой. Отсюда и повелось, что употреблять неразбавленное вино («пить по‑скифски») — признак варварства.
Для женщин особенно интересным оказывается посещение Музея исторического костюма, где можно рассмотреть детали скифских, сарматских, древнегреческих, боспорских и древнеримских нарядов. В том числе и костюм танаитки IV века н. э., созданный на основе артефактов, найденных в раскопанном погребении. Искусно выполненные золотые серьги в виде ежей или гроздей винограда. Браслеты со змеевидными головками… А в косметических сумочках, которые крепились к поясу, еще в те времена женщины хранили гребни и бронзовые зеркала (металлические диски с отполированной поверхностью), считавшиеся хранилищами души. Поэтому потерять зеркало считалось очень опасным: во время погребений зеркала специально портили для того, чтобы душа человека могла переселиться в загробный мир.
Загадочные истуканы
Тема «прекрасных дам» Танаиса продолжается в аллее каменных баб. В заповеднике хранится большая коллекция антропоморфных каменных изваяний, найденных в южнорусских степях. И до сих пор эти истуканы остаются столь же загадочными, как и статуи острова Пасхи.
На самом деле каменные бабы имеют отношение к Танаису только с географической точки зрения, поскольку появились после его падения и заселения этих степных территорий половцами. В одной из музейных витрин заповедника, к примеру, нашла приют половецкая каменная баба XI – XII веков. Статуя воплощает женщину с тонкой талией, широкими бедрами и выраженной грудью. Ее голову украшает высокий головной убор, на шее — гривна, на ногах — сапожки, а в руках алтарик для жертвоприношений.
На самом деле слово «баба», по всей вероятности, происходит от тюркского слова «вава» — предок, прародитель. Считается, что, когда человек умирал, его соплеменники ваяли из камня антропоморфное изображение, предоставляя душе умершего возможность переселиться в эту фигуру. Не исключено, что эти истуканы выполняли и функции языческих идолов: возле таких святилищ археологи нередко находили не только кости животных, но и младенцев.
Интересно, что у большинства статуй отбиты головы и руки: таким образом через определенное время пытались освободить «живущую» в статуе душу. А если камень был очень твердым, стирали лицо… Но многие современные туристы уверены, что в древних каменных бабах живут духи степей, которые покровительствуют путешественникам. Так что, если будете в Танаисе, обязательно положите на алтарик одной из древних «баб» монетку — и очередное путешествие не заставит вас ждать.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 71 (7400) от 20.04.2023 под заголовком «На берегу Амазонской реки».
Комментарии