Мы тут репетируем. Почему для ЕГЭ нужны дополнительные занятия
23 мая начались выпускные экзамены, завершающие страдную для репетиторов пору. На посвященной итоговой аттестации «горячей линии» глава Рособрнадзора Анзор Музаев сообщил, когда «точно репетитора не нужно». Это когда (цитируем по ТАСС) учитель «не натаскивает, а именно учит понимать смыслы, логически мыслить и вообще раскрывает тему».

ФОТО Fa Barboza on Unsplash
«Сам все решил? Не верю!»
Многих педагогов заявление руководителя ведомства могло бы смутить. Выходит, если твой ученик занимается и с репетитором, ты вроде как не учишь «понимать смыслы». Словом, ты так себе. Но чиновник упомянул еще одну ситуацию: репетитор может понадобиться, если выпускник стремится в вуз с высоким конкурсом.
Когда школы гордятся баллами выпускников, скептики интересуются: в какой степени эти успехи обеспечены тихим трудом репетиторов?
В одном из репетиторских интернет-сообществ делились успехами учеников. Кто‑то выложил фото листа с результатами контрольной по математике в девятом классе (конечно, фамилия ученика затерта). Автор поста с гордостью сообщал: в начале учебного года парень едва дотягивал до условной огэшной тройки, а тут на 19 заданий только одна ошибка. Под ответами было учительское, красной пастой: «18 баллов. Сам все решил?.. Не верю!».
В высших органах управления образованием были бы удовлетворены спадом репетиторства. Например, Анзор Музаев летом прошлого года заявил: потребность в репетиторах спадет, если со школьных учителей снять бюрократическую нагрузку. «Когда у учителя /…/ появится больше времени работать с классом, а не с отчетами, не с очередной контрольной, не с каким‑то общественным диктантом, тогда надобность в репетиторах будет падать». При снижении отчетности в школу вернутся из репетиторства и бывшие учителя, был уверен глава ведомства.
У самих репетиторов несколько иное мнение. Вот как в исследовании «Репетиторство в России: нельзя увидеть, но можно услышать» высказывается учитель, который подрабатывает дополнительными занятиями: репетиторства бы не было, «если бы школьная система образования у нас была /…/ с нормальными зарплатами и нормальным статусом учителей».
У главы ведомства своеобразное представление о репетиторах: «Это человек, который встал над тобой с указкой и заставляет работать». Между тем, судя по высказываниям в интернет-сообществах, репетиторы согласны искать разные подходы, но быть надсмотрщиками — нет. И даже делятся друг с другом советами, как вежливо отказать в услугах. Как раз у школьного учителя в этом смысле меньше свободы действий.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов также высказывается о репетиторстве как о «проблеме». Раньше, комментирует чиновник, школы могли учить по собственным программам, которые не всегда совпадали с тем, что требуется на ОГЭ и ЕГЭ. В февральском министерском приказе установлены единые «требования к школам, что изучать в каждом классе, по каждому предмету», и это, считает министр, «позволяет решать проблему репетиторства».
Однако ряд экспертов считают, что такая унификация, наоборот, побудит родителей искать репетиторов с их разнообразием методик.
Что говорит статистика
Поскольку в этом году вводится единообразие школьных программ, посмотрим, оправданны ли были расчеты чиновников от образования.
Согласно опросу, проведенному IT-сервисом SuperJob, ученикам 7 – 8-х классов дополнительные занятия сейчас оплачивают 32 % родителей, девятиклассникам (им предстоит сдавать ОГЭ) — уже 46 %. А ученикам 10 – 11-х классов, готовящимся к ЕГЭ, нанимают репетиторов 60 % родителей. Год назад их доля была 48 %.
Для учащихся 9 – 11-х классов чаще приглашают репетиторов по предметам, без которых школьный аттестат не получишь: алгебра, геометрия (входят в ОГЭ и ЕГЭ по математике) и русский язык. Среди предметов «по выбору» (они нужны для продолжения учебы в профильных 10‑х классах, для поступления в определенные колледжи и техникумы, в вузы) самые востребованные — занятия по английскому, физике, химии и обществознанию.
Недельные траты на репетиторов выросли по сравнению с прошлым годом на 16 – 18 %. Сейчас родители девятиклассников в среднем платят 4500 рублей в неделю, старшеклассников — 5800 рублей. А 15 % опрошенных родителей учеников 10 – 11-х классов отдают в неделю больше 10 тыс. рублей.
Если говорить о школьниках, которым до ОГЭ еще далековато (а до ЕГЭ тем более), то семи-восьмиклассникам чаще всего нужны дополнительные занятия по алгебре, геометрии, английскому, русскому, физике и информатике. А средние еженедельные расходы родителей составляют около 4000 рублей.
Почему такой спрос
Репетиторство развито в странах, экономически очень разных: в Камбодже и Сингапуре, в Египте и Японии, в Кении и США. К примеру, в Великобритании, по данным одной из местных благотворительных организаций в области образования, спрос на услуги репетиторов сейчас высок, как никогда. Частные уроки берут более трети учеников, и почти 60 % занимаются с репетитором время от времени — например, перед экзаменами. Причем самые востребованные предметы, как и у наших, — математика и язык (в их случае английский).
Исследователи называют одной из главных причин развития репетиторства не слабость «обычной» школы, а растущую конкуренцию в лучших университетах, которые потом дают путевку к высокооплачиваемой работе.
В целом международные исследования формулируют так: «Семьи вкладывают средства в дополнительное репетиторство, потому что не считают обычное обучение адекватным для удовлетворения своих потребностей и стремлений».
Другой вопрос, является ли обучение в школе некачественным — или оно нормальное, просто недостаточное для удовлетворения устремлений конкретной семьи.
Представители российских репетиторских ресурсов отмечают: популярность репетиторства — необязательно показатель «некачественности» школьного образования. Многим детям нужна дополнительная подготовка для участия в олимпиадах и конкурсах высокого уровня, кто‑то метит в неприступный продвинутый вуз.
В упомянутом исследовании некоторые респонденты рассуждают: репетиторство — естественное продолжение учебного процесса, просто более индивидуального. «Обучение в классе — это один разговор, у тебя порядка 30 детей, с каждым отдельно не позанимаешься, отведенного времени не хватит. Тут‑то и появляется репетиторство, когда необходим индивидуальный подход ввиду особенностей ребенка и его целей».
Но для руководства государственной системы образования (да и для многих родителей) разрастающееся репетиторство — знак того, что школа как бы не вполне справляется, и родителям приходится платить дополнительно, причем дважды, с учетом налогов, которые идут в том числе на работу государственных школ.
Примерно в этой логике рассуждали и китайские власти, когда в 2021 году вообще запретили частное репетиторство по школьным предметам. Интересно, что одной из целей было повысить рождаемость: если семьям не придется дополнительно тратиться на детское образование, будет легче решиться на еще одно чадо. Однако по меньшей мере в отношении трат надежды не оправдались. Репетиторы стали работать нелегально — и цены с учетом рисков выросли.
Читайте также:
Представители родительского комитета смогут наблюдать за процедурой ЕГЭ
«Снизить нагрузку». Внесены изменения в федеральные общеобразовательные программы
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 92 (7914) от 26.05.2025 под заголовком «Мы тут репетируем».
Комментарии