Музыка, любовь и спелые яблоки. Прогулка по усадьбам Римских-Корсаковых
Особняк в усадьбе «Вечаша». ФОТО АВТОРА
Есть в Плюсском районе Псковской области две усадьбы - «Вечаша» и «Любенск». Эти два комплекса входят в Мемориальный музей-заповедник Николая Андреевича Римского-Корсакова.
На экскурсионном автобусе от Петербурга несколько часов езды. Потратишь всего один выходной, а сколько получишь положительных эмоций...
«Слушайте мою музыку», - так говорил Николай Андреевич своим друзьям, приезжавшим навестить его в «Вечашу». Здесь, на берегу озера Песно, он снимал у помещицы Софьи Огаревой на летние сезоны большой усадебный дом. Здесь он гулял под вековыми деревьями в старинном парке, по Купальной аллее по длинным идущим далеко в озеро деревянным мосткам доходил до скамейки и часто сидел на ней, глядя под шелест камышей на водный простор. Здесь родились замыслы его многих опер. И, может быть, именно в плеске озерных волн он впервые услышал, как играют гусли Садко в подводном царстве, как поднимается из пучин старинный град Китеж и как бегут к берегам острова князя Гвидона кораблики царя Салтана.
Мы слушали экскурсовода и через высокие окна в гостиной дома в «Вечаше» видели и дубы, и аллею, и далекое озеро. А потом зазвучала музыка. Ее создал композитор, обладавший уникальным даром природы - цветным музыкальным слухом. Например, тональность до мажор он воспринимал в белом цвете, ре мажор - в желтом, ми мажор - в синем. Он слышал и одновременно видел рождающиеся в голове мелодии - создавал своеобразную музыкальную живопись.
На стендах вдоль стен - партитуры сочинений Римского-Корсакова, эскизы декораций из сцен его опер, фотографии исполнявших их певцов и музыкантов. И очень много фамильных портретов. Дворянский род композитора - один из древнейших. Его дальний предок Венчеслав Корсак приехал в Великое княжество Московское в конце XIV века. А его потомки верно служили России на суше и на море.
Сам композитор в юности тоже был моряком. На стене висит портрет Николая Андреевича в красивой морской форме и белой офицерской фуражке. Таким впервые увидела его будущая жена Надежда Николаевна Пургольд. Красивая девушка с толстой косой, уложенной вокруг головы короной, оказалась его единомышленницей, блестящей пианисткой, так же, как и он, влюбленной в музыку. Именно она потом помогала ему в инструментовке некоторых частей оперы «Псковитянка», партитура которой тоже представлена в экспозиции.
Начавшись с любви с первого взгляда, семейная жизнь четы Римских-Корсаковых, несомненно, была счастливой. И в этом Николай Андреевич шел по стопам своих предков. Его дед Петр Воинович свою возлюбленную, дочь сельского священника, похитил «увозом». Они жили, что называется, душа в душу, но их пятеро сыновей считались внебрачными. И только благодаря дружбе Петра Воиновича с всесильным графом Аракчеевым, ходатайствовавшим за него перед государем, права его детей были узаконены.
Не менее романтична женитьба отца композитора. В тридцать семь лет Андрей Петрович влюбился в 19-летнюю Софью, воспитанницу своего друга Якова Скарятина, которая была внебрачной дочерью его брата и крепостной крестьянки. Такой брак считался настоящим мезальянсом для родовитого дворянина и осуждался дворянским обществом. Но Андрей Петрович не побоялся сплетен и толков. Их союз тоже был счастливым. Они вырастили двоих сыновей - Воина Андреевича - морского адмирала и Николая Андреевича - великого композитора. Вспоминая свою семейную жизнь, Софья писала младшему сыну: «Папа меня баловал сорок лет нежностью и вниманием. Таких мужей, каков папа был, я думаю, один из тысячи встречается».
Живописные портреты предков композитора, его жены и детей мы видели и в «Любенске», собственной усадьбе композитора, которую он приобрел в 1907 году. Здесь за домом и хозяйственными постройками раскинулся роскошный фруктовый сад. Нам любезно разрешили погулять в нем и попробовать местные яблоки. Они были ароматные, сочные и очень вкусные.
Возвращались домой мы поздно вечером и увозили с собой музыку, рассказы о счастливой любви целого рода и аромат спелых яблок.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 021 (6619) от 06.02.2020 под заголовком «Музыка, любовь и спелые яблоки».
Комментарии