Музеи Петербурга принимают участие в выставке в Милане

Музеи Петербурга принимают участие в выставке «Гран Тур: мечта об Италии от Венеции до Помпеи», которая открылась в «Галерее Италии» в центре Милана рядом с театром La Scala.

Музеи Петербурга принимают участие в выставке в Милане | ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Павловск»

ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Павловск»

Экспонаты Эрмитажа, музеев-заповедников «Павловск», «Царское Село» и «Гатчина» соседствуют с предметами из Национального музея Неаполя, Национальной галереи (Лондон), Прадо, Лувра, Метрополитен-музея, Риксмузея, Галереи Уффици, музеев Капитолия и Ватикана, Версаля и других собраний.

Всего на выставке представлено около 130 произведений искусства. Античная скульптура и копии антиков, живописные портреты и путевые зарисовки, мозаичные панно и бронза рассказывают современникам о моде на Гран Тур – путешествия по Европе с непременным посещением городов Италии. Мода захватила представителей правящей, интеллектуальной и художественной элиты разных стран, которые отправлялись в долгое турне, чтобы приобщиться к корням европейской цивилизации, посетить археологические раскопки Геркуланума и Помпеи, а вернувшись домой, продемонстрировать соотечественникам свой просвещенный вкус – изысканные вещи, приобретенные во время Гран Тура.

Самыми знаменитыми российскими путешественниками стали «графы Северные», совершившие Гран Тур в 1781 – 1782 годах. Под этим псевдонимом скрывалась великокняжеская чета – Павел Петрович (будущий император Павел I) и Мария Федоровна. Европейские газеты с восторгом сообщали об их посещении Венеции, Турина, Рима и приобретении произведений искусства у лучших мастеров того времени. Вещи закупались для строящейся резиденции – Павловска, и в письмах великий князь давал распоряжения архитектору Чарлзу Камерону, в каких залах их разместить. Для Павловского дворца Гран Тур сыграл судьбоносную роль. Основа коллекции и интерьеры дворца сформировались именно в ходе этого европейского путешествия.

На время выставки в Милане свое место в Павловске покинули вазы и статуэтки «Мальчик с птичкой» и «Девочка с птичьим гнездом» работы Луиджи Валадье – знаменитого бронзовщика, чью мастерскую в Риме посетили владельцы Павловска. Во второй половине XVIII века его называли «властителем дум», а за его творениями «стояла очередь». Мраморная скульптурная группа «Плутон, похищающий Прозерпину», выполненная туринскими мастерами братьями Коллини, – подарок «графам Северным» от короля Сардинии Витторио Амедео III во время пребывания путешественников из России в Турине. Формально уважая их инкогнито, европейские правители прекрасно знали, кто скрывается за псевдонимом, и стремились с помощью дорогих подарков подружиться с будущим российским императором. Две картины из Павловска кисти швейцарского художника Авраама-Рудольфа-Луи Дюкро демонстрируют великого князя Павла Петровича и великую княгиню Марию Федоровну на римском форуме и при осмотре водопада в Тиволи.


#выставка #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (7067) от 08.12.2021 под заголовком «По следам «графов Северных»».


Комментарии