Молодым дорога. Президент Туркмении неожиданно ушел в отставку

Когда в начале февраля, за несколько дней до 15-летнего юбилея своего пребывания во главе республики, президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов заявил о проведении внеочередных выборов, эта новость прозвучала как гром среди ясного неба. Она оказалась сенсационной и для многочисленных экспертов, и для мировой общественности. Не говоря уже о жителях Туркменистана, малоосведомленных о политической жизни своей властной элиты.

Молодым дорога. Президент Туркмении неожиданно ушел в отставку | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Всеобщее удивление таким шагом аркадага (официальный титул второго президента страны, в переводе — «покровитель») объяснялось рядом причин. Во-первых, не в традиции всех постсоветских средне­азиатских республик добровольный уход их лидеров из власти. Единичный пример Нурсултана Назарбаева нетипичен, да и, как показывают последние события в Казахстане, не очень удачен.

Во-вторых, несмотря на уже достаточно долгий период пребывания во главе страны, Бердымухамедову всего 64 года. Это возраст зрелого политического деятеля, у которого впереди еще много лет руководящей деятельности даже по западным меркам, не говоря уже о восточных политических традициях. Заявление аркадага о том, что он два года назад достиг возраста пророка Мухаммеда и теперь должен уступить дорогу молодым, вряд ли может быть подлинной причиной ухода из власти.

Ну и, наконец, не очень понятна спешка, с которой президент собирается передать свое руководящее кресло преемнику. Ведь очередные выборы главы государства должны были состояться менее чем через два года и осуществить транзит власти можно было спокойно и без нервотрепки.

Как бы то ни было, выступив в парламенте, Гурбангулы Бердымухамедов заявил, что принял «непростое решение» и должен «дать дорогу молодым руководителям к государственному управлению». Правда, аркадаг при этом успокоил соотечественников, заверив, что «и впредь не будет жалеть сил во имя благополучной жизни и великой судьбы любимой Отчизны» и оставит за собой пост председателя верхней палаты парламента. Уже на следующий день ЦИК ­республики объявил о проведении внеочередных президентских выборов 12 марта.

Иногда многие, особенно западные, аналитики сравнивают нынешний Туркменистан с Северной Кореей, имея в виду закрытый характер общества, экономики, ­специфическое политическое устройство. Действительно, при желании у этих двух стран можно увидеть некоторые общие черты, но все‑таки государства, особенно в нынешнем их состоянии, они разные. Туркменистан в эпоху аркадага стал более открытым и, можно даже сказать, более свободным.

Сменив на посту первого президента страны туркменбаши Ниязова, Бердымухамедов принял некоторые меры по смягчению ­внутренней политики. В республике возобновили свою деятельность академия наук, аспирантура и докторантура. Был отменен запрет на оперу, балет и цирк, а также снят неофициальный запрет на доступ в Интернет. При аркадаге отменили туркменский календарь, введенный во времена президентства Ниязова, и возвратили григорианский, а также привычные названия дней недели.

За годы правления Бердымухамедова выросли также экономические показатели республики. К примеру, в 2006 году ВВП ­Т­уркменистана составлял $10,28 млрд, а в 2012‑м этот показатель достиг $35,16 млрд. Последние данные также демонстрируют положительную динамику: по итогам 2020 года ВВП страны вырос на 5,9%, а в 2021‑м — на 6,2%. В 2020 году Туркменистан обрел статус наблюдателя во Всемирной торговой организации. На сегодняшний день республика имеет внешнеторговые отношения с более чем 100 странами мира. Ее внешнеторговый оборот увеличился в минувшем году на 20,5% по сравнению с 2020‑м и составил $15,1 млрд. В 2010 году Бердымухамедов входил в список худших диктаторов мира по версии журнала The Foreign Policy. В 2022‑м в рейтинге экономической свободы ­Туркменистан оказался на 165‑й позиции среди 180 стран.

Отличаются друг от друга и лидеры Северной Кореи и Туркменистана. Ким Чен Ын, несмотря на свой молодой возраст, усиленно позиционирует себя как «отец нации» и недостижимый политический небожитель. Деятельность Бердымухамедова не ограничивалась только политикой. Бывший зубной врач и личный доктор ­туркменбаши пишет книги, стихотворения и песни. Также он является составителем многотомного справочника «Лекарственные растения Туркменистана», в котором содержатся не только описания трав, но и правила их сбора и способы приготовления лечебных настоев. Он выпустил книгу, посвященную туркменскому ковроткачеству («Живая легенда»), писал об особенностях национальной кухни и национальном достоянии республики — собаках породы алабай. Кстати, в 2017 году Бердымухамедов подарил президенту РФ Владимиру Путину на день рождения щенка алабая по кличке Верный.

Желание лидера Туркменистана уйти скорее на покой, конечно, можно объяснить тяжелой болезнью, однако до сих пор ее признаков у Бердымухамедова замечено не было. Он, правда, перестал, достигнув возраста Мухаммеда, участвовать в скачках и проводить тренировки по карате, но не более того. Существует версия, что мысль о быстром транзите власти пришла к аркадагу после того, как он увидел, что случилось в Казахстане, и решил, что, пока еще полон сил, он должен сам контролировать переход власти на всех ее этапах. Это необходимо, чтобы обеспечить широкие гарантии и себе лично, и членам своей семьи. Ведь если вопрос преемственности решается после смерти лидера, то такая модель, как показывает практика, оказывается ненадежной в отношении семьи. Наиболее приемлемым считается вариант, когда преемник определен и закреплен еще до ухода лидера, а самим наследником идеалов и продолжателем славных традиций становится кто‑то из членов семьи, по восточным обычаям — желательно сын.

Весьма похоже, что вскоре мы увидим в Туркменистане именно такой вариант транзита власти — от отца к сыну. Этому уже есть и первые подтверждения. Буквально на второй день после того как Бердымухамедов-старший заявил о досрочных президентских выборах, одна из трех существующих в стране партий, Демократическая, собралась на свой ­внеочередной съезд и выдвинула сына действующего президента страны 40‑летнего Сердара Бердымухамедова кандидатом в президенты.

Фигура сына появилась на политическом горизонте страны в 2018 году, когда его назначили заместителем главы МИД Туркменистана. Ранее о нем мало кто знал, но с попаданием на госслужбу информации о Бердымухамедове-младшем появилось больше. Стало известно, что большую часть своей жизни он учился в вузах разных стран. На родине окончил ­Туркменский сельскохозяйственный университет имени С. А. Ниязова по специальности «инженер-технолог». В 2008 — 2011 годах учился в Дипломатической академии МИД России и стал специалистом по международным отношениям. Затем он переехал в Женеву и стал специалистом Центра политики безопасности.

В МИД Сердар не задержался надолго, видимо, отец решил ознакомить сына и с суровыми буднями туркменской глубинки — сначала его назначили заместителем хякима (главы администрации) одной из областей, через полгода он уже возглавил область, а еще через семь месяцев вернулся в столицу и занял должность министра промышленности. Его стремительный карьерный рост закончился в феврале прошлого года, когда покровитель всех туркмен сделал сына своим заместителем в правительстве страны, то есть, по сути, вторым человеком в государстве — правительство Туркменистана также возглавляет аркадаг.

Некоторые штрихи к портрету возможного третьего президента республики. Сердар Бердымухамедов в 2014 году защитил кандидатскую диссертацию в Академии наук Туркменистана, а затем менее чем за год получил степень доктора технических наук. Он также руководит национальной федерацией по боевым искусствам и имеет почетное звание «Заслуженный тренер Туркменистана». Увлечения Бердымухамедова-младшего, пишет «Хроника Туркменистана», полностью повторяют отцовские — спорт, любовь к автомобилям и лошадям. Государственные СМИ сообщали, как отец и сын ­вместе совершают конные прогулки, ­участвуют в спортивных мероприятиях и авторалли.

Когда аркадаг в 2007 году баллотировался в президенты Туркменистана в первый раз, он получил 89,23% голосов избирателей. Интересно, удастся ли его наследнику превзойти этот результат?


#президент #Туркменистан #отставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 34 (7117) от 25.02.2022 под заголовком «Молодым в Туркмении дорога ».


Комментарии