Мировая авиация избавляется от «суперслонов»
Франко-голландская Air France-KLM, крупнейший авиаперевозчик Европы, объявила о решении вывести из эксплуатации находящиеся у нее самолеты Airbus A380 раньше запланированного на конец 2022 года срока. В компании не скрывают, что одной из причин «жесткой посадки» этой модели стала пандемия коронавируса: даже с учетом подешевевшего керосина использовать самолет стало невыгодно.
Иллюстрация pixabay.com
Тучи над лайнерами Airbus A380-800 и Boeing 747-400 (именно их за многопалубную конструкцию, способность вмещать максимальное число пассажиров и внешний вид нередко называют «суперслонами») сейчас особенно сгустились.
Так, Lufthansa готова вывести из эксплуатации шесть Airbus A380-800 из 14, а также поставить на прикол пять Boeing 747-400 из 13. О намерении избавляться от А380 заявляют Singapore Airlines, Qantas и другие мировые эксплуатанты гигантов. И даже Emirates, до сих пор являющаяся крупнейшим в мире пользователем А380 (в ее парке насчитывается около 110 таких машин), делает акцент на более современных моделях. Да, глава перевозчика Тим Кларк говорит о том, что «этот самолет все еще будет летать в Emirates в 2035 году», но знающие ситуацию эксперты полагают: до 40% воздушных судов такого типа этой компании уже никогда не повезут пассажиров.
Причин вывода из эксплуатации гигантских самолетов, которые, казалось бы, за счет огромной (в среднем около 500 человек) вместимости должны бы быть вполне экономичными, по крайней мере три. Первая - четырехдвигательные «суперслоны» слишком много «едят». «Даже с учетом подешевевшего сейчас топлива его расход в расчете на одного пассажира оказывается чересчур большим», - отмечают эксперты.
Вторая - полностью заполнять салоны гигантов стало попросту некем. И тут коронавирус сыграл не последнюю роль: летающие монстры и до того подчас летали полупустыми, а теперь с учетом перспектив международной авиации им светит и вовсе возить воздух. Пассажиры были бы, наверное, не против, но эксплуатантам «суперслонов» такой расклад явно не по нраву - отправлять лайнеры в небо себе в убыток никто не собирается. А третья причина - появилась целая группа новых современных моделей самолетов, которые в силу своей двухдвигательной конструкции оказались куда экономичнее.
Впрочем, выход из ситуации для «суперслонов» все же есть. Хотя бы часть из них еще может быть переоборудована в грузовой вариант - спрос на такие услуги в мире есть, и грузовые Boeing 747, к примеру, эксплуатируются давно. Увы, но остальным, не поменявшим ориентацию с пассажиров на грузы гигантам будущее не светит: скорее всего, в ближайшие годы большая часть «суперслонов» отправится на металлолом.
Что касается России, то нас эта проблема затрагивает в меньшей степени. На протяжении длительного времени единственным эксплуатантом Boeing 747 в стране была обанкротившаяся в 2015-м авиакомпания «Трансаэро», которая приобрела около двух десятков таких самолетов. Сейчас девять машин, находящихся в возрасте от 17 лет, эксплуатирует «Россия». Кроме того, больше полутора десятков грузовых «747-х» - у авиакомпании AirBridgeCargo, базирующейся в московском «Шереметьево». А вот самолетов А380 ни у одной из отечественных авиакомпаний нет.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 089 (6687) от 27.05.2020 под заголовком «Они слишком много «ели»».
Комментарии