Мир с иными людьми. Возможна ли в Ленобласти «новая Кондопога»?
Летом 47-й регион, и без того петербуржцам практически родной, становится им еще ближе — сотни тысяч человек переселяются из города на дачи. Туда же устремляется и поток мигрантов — сезонных рабочих. Впрочем, многие работают там круглый год, а иные остаются навсегда.
Иллюстрация pixabay.com
Встреч с этими людьми кое-кто из нас в душе побаивается — кто знает, что у них на уме... Хотя порой определенную тревогу вызывают и соотечественники, исповедующие не совсем обычные религиозные взгляды. Есть ли реальная угроза от иноверцев и инородцев? Об этом обозреватель нашей газеты Михаил Рутман беседует с председателем комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области Лирой Бурак.
— Прежде всего, Лира Викторовна, хотелось бы представить себе этноконфессиональный «ландшафт» области.
— На ее территории живут представители 141 национальности. В основном это, конечно, русские, украинцы и белорусы. Есть три коренных малочисленных народа России. На территории Подпорожского района компактно проживают вепсы, в Кингисеппском районе — ижоры и водь. К некоренным народам относятся, например, цыгане, большая часть которых проживает во Всеволожском районе. Соответствующий расклад и по религиозным конфессиям.
На территории Ленинградской области наиболее распространенной религией является христианство, представленное различными направлениями (православие, католичество, протестантизм, некоторые иные направления). Меньшим количеством последователей представлены ислам и иудаизм, еще меньшим — иные религиозные движения.
— Время от времени в Сети появляется информация о наличии в Ленинградской области каких-то деструктивных сект. Насколько достоверны эти сведения?
— Мы тщательно следим за ситуацией и пока такой проблемы не видим. Да, были «Свидетели Иеговы» (запрещена на территории РФ), но Верховный суд признал эту организацию экстремистской. Ее структурные подразделения, которые были в Выборге, Киришах, Сланцах и Сосновом Бору, ликвидированы. Этот процесс прошел безболезненно — не было никаких выступлений, митингов, демонстраций и прочего. Может быть, и потому, что иеговисты не пользовались большой популярностью среди населения. Об их попытках распространять какую-либо религиозную литературу жители обычно сразу же сообщали в полицию.
Пришлось нам столкнуться и с весьма странной религиозной структурой. В 2016 году в большинство библиотек Ленинградской области и администрации районов неустановленными отправителями с территории Москвы и Московской области от имени одного из российских министерств по почте стали рассылаться различные информационные материалы — книги, листовки, диски и флеш-карты.
Листовки содержали пропаганду деятельности религиозного учения какого-то «Храма объединенных религий мира», находящегося якобы в Индии.
Сотрудникам нашего комитета совместно с органами местного самоуправления пришлось провести значительную работу по изъятию этих материалов. Мы обратились в правоохранительные органы, и 26 сентября 2017 года Лодейнопольский городской суд признал информационные материалы этой религиозной структуры экстремистскими.
— А есть ли какие-то четкие критерии, определяющие опасность той или иной религиозной структуры? Ведь стоит чуть-чуть «перегнуть палку», и вас тут же обвинят в покушении на свободу вероисповедания...
— Эти критерии определяем не мы. У нас нет полномочий кого-то «закрывать и запрещать». Наше дело — вовремя собрать нужную информацию и передать ее правоохранительным органам. Там уже назначают соответствующие экспертизы, в том числе на наличие признаков экстремизма. Соглашусь с вами: все действия в отношении религиозных структур должны быть чрезвычайно аккуратными и выверенными — ведь мы касаемся очень тонких свойств человеческих отношений.
— В связи с этим напрашивается естественный вопрос об исламском факторе. Ведь кроме постоянно живущих в области мусульман в ней, как и в Петербурге, постоянно находится много мигрантов из среднеазиатских республик. Как вы считаете, нет ли необходимости открыть в Ленинградской области мечеть?
— Пока, думаю, в этом смысла нет. Для имеющегося количества мусульман — как оседлых, так и приезжих — достаточно двух мечетей, действующих в Петербурге. Мы беседовали на эту тему с муфтием Равилем Панчеевым — он предложил создать в области несколько духовно-просветительских центров. По его мнению, такая потребность есть в трех районах — Выборгском, Гатчинском и Тосненском. Сейчас этот вопрос находится в стадии изучения.
— Не возникает ли в зоне компактного расселения мигрантов каких-то конфликтных зон, аналогичных, к примеру, карельской Кондопоге?
— Их нет — заявляю со всей ответственностью. Мы стараемся, что называется, держать руку на пульсе. Наши сотрудники ведут постоянный мониторинг СМИ и интернет-ресурсов. Кроме того, мы подключены к федеральной системе раннего предотвращения конфликтных ситуаций и активно используем ее возможности.
Если возникают такие ситуации, они носят бытовой характер, без национального оттенка. Хотя мы прекрасно понимаем: этот оттенок может появиться в любую минуту. То же, к примеру, изнасилование, совершенное русским, — это одно, а таджиком или узбеком — совершенно другое. В последнем случае нетрудно предсказать «внезапно возникшую» волну ксенофобии.
Каждый квартал мы проводим замеры общественного мнения: выясняем процент граждан, положительно оценивающих межнациональные и межконфессиональные отношения. В обычное время они составляют, соответственно, 73 и 77%, но после каждого более-менее значимого конфликта на какой-то период резко падают. А поскольку область тесно связана с Петербургом, влияет и все, что происходит там. Например, после прошлогоднего теракта в петербургском метро первый показатель уменьшился примерно на десять процентов.
— Как вы думаете, возможно ли предупреждать подобные трагедии?
— Стопроцентной гарантии, как вы понимаете, никто не даст. Враг, что называется, хитер и коварен. Откройте Интернет — и вы обнаружите множество сайтов и сообществ в социальных сетях, связанных с различными идеологическими направлениями, в которых лучше всего уживаются идеи экстремистов: фашизм, сатанизм, неоязычество и тому подобные.
Как известно, многие экстремистские структуры стремятся влиять на молодежь, стараясь сформировать из нее «авангард» своих группировок, который впоследствии будет использован для провокации межнациональных конфликтов. Не случайно молодые люди — основная целевая аудитория во всех мероприятиях по профилактике экстремизма.
Такая работа активно проводится и органами местного самоуправления Ленинградской области. В числе прочего от них требуется исключить возможность создания нигде не зарегистрированных и бесконтрольных маргинальных «военно-патриотических» организаций, которые фактически могут возглавлять экстремисты и лица с уголовным прошлым.
Важное значение в данном случае приобретает постоянный диалог между лидерами национальных и религиозных общин с одной стороны, и представителями органов государственной власти и местного самоуправления — с другой.
— Приходилось слышать, что диаспоры и общины представляют лишь небольшую часть этнических групп — в основном оседлое население. А мигранты туда приходят редко...
— Это не совсем так. Конечно, общение с соплеменниками для людей «временного пребывания» — дело сугубо добровольное. Но диаспоры, к примеру, распространяют брошюры, выпускаемые нами в рамках проекта «Школа мигранта. Добро пожаловать в Ленинградскую область». Они содержат массу полезной информации и нужны каждому прибывающему на работу независимо от его вовлеченности в коллективную жизнь.
Национальные общины и диаспоры принимают активное участие в работе Дома дружбы Ленинградской области на Потемкинской улице. Это центр притяжения представителей многих наций и конфессий. Там расположены 14 интерактивных музеев различных национальностей, молодежный совет и этнопресс-клуб.
Да, мероприятия по адаптации мигрантов — а они проводятся во многих районах области — в основном сориентированы на тех, кто прибыл сюда надолго, с желанием в перспективе получить гражданство. Но и те, кто изначально приехал исключительно на заработки, часто потом к нам приходят и включаются в наши культурные, спортивные и иные программы. Причем, что характерно, «чисто национальные» мероприятия не замыкаются в собственных этнических рамках — мы обязательно приглашаем на них представителей и других национальностей. И всех вместе — на праздники общероссийские или отдельных народов России. Например, на День Петра и Февронии или татарский Сабантуй. Ежегодно проводится и этнофестиваль «Россия — созвучие культур», объединяющий более тысячи участников.
— Когда вы смотрите новости по телевизору и видите, что творится с мигрантами в Европе, наверное, думаете, что мы живем в раю...
— Это точно. Но Европа сама допустила такую ситуацию. Там принципиально иная концепция миграционной политики. Сюда едут, чтобы работать, а туда — чтобы ничего не делать. Конечно, определенный процент людей, не нацеленных на трудовые доходы, приезжает и к нам. Но, согласитесь, подобных граждан немало и среди наших соотечественников. Просто «гости» всегда больше на виду.
Впрочем, подобные сравнения — ни в коем случае не повод, чтобы успокоиться и почивать на лаврах. Да, общий вектор политики у нас, безусловно, правильный. Но жизнь движется вперед, возникает масса непредвиденных нюансов. Мы постоянно учимся, совершенствуемся, ищем новые пути и подходы. Перефразируя известное изречение, можно сказать: если мы не будем заниматься мигрантами, мигранты займутся нами.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 160 (6259) от 31.08.2018 под заголовком «Мир с иными людьми».
Комментарии