Микс в консервной банке. Как выбрать хорошую закуску?

«А закусить-то и нечем...» – прозвучал нежный голосок откуда-то сбоку. Именно голосок и заинтриговал. Обернулась. Бабулечка, божий одуванчик, в шляпке и роговых очках, подслеповато щурясь, рассматривала витрину с овощными консервами. Если бы об отсутствии закуси страдал какой-нибудь маргинал, то вряд ли его маета кого-то удивила. А тут – дама. Это во-первых. Во-вторых, витрина была прямо-таки завалена всякой разной закуской. Вот вам огурчики маринованные, вот помидорки черри в собственном соку, икра «заморская» баклажанная, икра кабачковая, «батарея» фасоли выстроилась – белая, красная, в соусе, в собственном соку... Лично у меня перед такой товарной выкладкой глаза разбежались.

Микс в консервной банке. Как выбрать хорошую закуску? | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Салат с доминантой

Присмотревшись внимательнее, поняла, о чем печалилась моя случайная визави: закусок на витрине действительно не было! Ни «Венгерской», ни «Закарпатской», ни «Астраханской», ни «Фермерской», ни... Одним словом, никакой.

Эти закуски по сути своей – консервированные салаты. Готовятся они из самых разных овощей, часто с какой-то «доминантой». Например, в «Венгерской» закуске главный ингредиент – морковка. И дальше – лучок, перец сладкий, томатная паста, подсолнечное масло и микс всяких специй. В «Астраханской» томатов с перцем побольше, в «Фермерской» – нашинкованная капуста и огурчики, пряностей много.

Тем временем незадачливая покупательница впала в ностальгию: «Я ведь по молодости все эти закуски сама делала... Полсотни банок с заготовками на зиму накручивала! Теперь на даче вместо грядок внуки газоны разбили...».

Ну да, приходится признать очевидное: интерес населения к ведению активного огородничества падает. Все меньше охотников гнуть спину на дачно-овощных плантациях, ведь все можно купить в магазине. Любопытные выводы сделал холдинг РОМИР, проведя крупномасштабное исследование: если в 2011 году домашнюю переработку фруктов и овощей вели 50% домохозяйств страны, то в прошлом году этот показатель снизился до 33%. Рынок же промышленной переработки – это уже данные Росстата – за год приплюсовал сразу 15%.

Но оказывается, не все можно купить в магазине. Куда подевались овощные салаты-закуски, а?..

Свои «расследования» провели маркетинговые службы торговых сетей. И обнаружили искомый товар на полках гипермаркетов. А вот что касается дискаунтеров, магазинов «у дома», там закусочные салаты действительно время от времени оказываются в дефиците. Кроме тех, конечно, которые позиционированы как товар премиум-класса и по стоимости равнозначны килограмму хорошей свинины. Но овощной «премиум» дискаунтеры берут редко – слишком уж долго банки с консервированной элитой могут пылиться на полках в ожидании своего покупателя.

Огромный спрос на салаты, да и на все консервированные овощи, был отмечен весной этого года – с того момента, как народ ушел на самоизоляцию. Ажиотажа вокруг консервов, как вокруг гречки, конечно, не было. Но скупали их довольно активно. Тут еще один фактор помог: по весне на многие овощные консервы, особенно на те, чей срок годности приближается к критическому, делаются хорошие ценовые скидки (впереди сезон новых заготовок, хранить старые ни к чему), и они традиционно повышают спрос на товар.

Что у нас, ребята, в закромах?

Всю овощеконсервную продукцию специалисты поделили на пять основных групп.

Натуральные консервы. Это те продукты, которые не содержат консервантов, изготовлены и законсервированы исключительно при помощи термообработки. Кроме основного сырья содержат только соль, сахар и воду. Лидером тут – зеленый горошек и кукуруза. В этой же группе «прописаны» огурцы и помидоры натурального консервирования, но промышленный объем их выпуска существенно уступает производству горошка: 67% «гороховых» против 17% «огуречных». В эту же группу входят консервированные фасоль, кукуруза, а также кабачки, патиссоны, перцы.

Маринованные консервы. Это овощи в маринаде с содержанием уксуса или уксусной кислоты. Очень большая группа товаров, еще и с продолжительным сроком хранения – благодаря уксусному консерванту. Большая часть консервов – «моноовощи» (однокомпонентные), то есть только огурцы или только томаты. В крайнем случае – ассорти: огурцы и томаты под одной крышкой.

Обеденные консервы – первые и вторые консервированные блюда из овощей с мясом или без него.

Прочие – консервы для детского и диетического питания.

Закусочные консервы. Вообще-то место этой продукции в консервной иерархии – в первых рядах. Но поскольку именно они оказались нашим нынешним интересом, то выделим их в особую строку. Группа огромная. И тут не только то, что мы назвали консервированными салатами. В эту же группу входят все закуски с фасолью. Например, печеная с баклажанами, «по-мексикански с кукурузой», «по-монастырски с овощами», «по-домашнему с грибами». Отдельно – закуски с кабачками и закуски с баклажанами. И тут же – упомянутая выше икра – «заморская» баклажанная и кабачковая. Кстати, последняя была и остается лидером группы, ее доля – 72%.

Объем российского рынка овощной консервации (включая грибную) составляет, по разным данным, 1,3 – 1,5 млн тонн. При этом, как утверждают эксперты, объем потребления овощных консервов в стране еще очень далек от аналогичных показателей в странах ЕС и Северной Америки. Так, если в России каждый среднестатистический едок в год потребляет около 6 килограммов овощных консервов, то в ЕС этот показатель составляет 10 – 16 килограммов, в Канаде – 13 килограммов. Самый же активный «поглотитель» консервированных овощей – гражданин США. На каждого там приходится полцентнера – 50 килограммов (!) – такой продукции.

Однако исследователи не заглядывали в погреба, кладовки и прочие закрома-хранилища россиян. Была бы возможность пересчитать припрятанные там банки, бочонки и ведра с соленьями-квашеньями, то, будьте уверены, по части потребления овощных консервов мы «переели» бы всех американцев и западноевропейцев вместе взятых. Ведь упомянутые 6 килограммов на душу нашего населения – это покупные консервы, потребляемые в основном городскими едоками. В малых городах, и уж тем более в деревнях и селах хозяйки по-прежнему солят/маринуют своими умелыми ручками.

Чужие овощи в нашей таре

Объявленный пять лет назад ориентир на импортозамещение стал для отечественных производителей безоговорочным плюсом. Однако слабая сырьевая база не позволила и, наверное, еще долго не позволит обеспечить полную продовольственную безопасность на этом рынке. Только 56% консервированных овощей, ягод/фруктов – продукция исключительно российского производства. Остальное – импорт.

Для некоторых товарных групп импортная зависимость превышает 50%. Прежде всего это зеленый горошек и сладкая кукуруза, а также маринованные огурцы и корнишоны. Впрочем, импортная продукция не всегда заметна российскому обывателю-покупателю. На консервных банках значится: «Произведено в России». На самом же деле это импортные овощи, ягоды/фрукты, расфасованные и упакованные на наших предприятиях.

Перспективы рынка овощной консервации довольно ярко описывают специалисты Всероссийского НИИ технологии консервирования. В отрасли, признаются они, пока еще в основном используют привычные советские наработки. Но большая часть крупных предприятий активно переходит на зарубежные технологии. Тем более что многие заводы уже сегодня входят в состав мировых холдингов.

Российская традиция упаковки овощных консервов неизменна уже не одно десятилетие. Заводы фасуют продукцию в стеклянные и металлические банки. Популярность банок не случайна – качество продукта сохраняется в них до четырех лет. В перспективе можно ожидать «персонализации» упаковки. Производитель будет предлагать продукт разного объема, начиная от минимального (на одну разовую порцию) до максимального – для большой семьи, для предприятий общепита.

А пока – что есть, то и покупаем. Обращая внимание на следующие детали.

Внешний вид банки. Если емкость жестяная, то она должна быть целой, немятой, если стеклянная – без сколов. В любом случае – герметично закрыта. Этикетка наклеена ровно, информация на ней указана полностью.

Информация. Внимание – на срок годности. Затем на дату изготовления, она должна быть летне-осенней. Если консервы изготовлены поздней зимой или весной, то стоит задуматься – из какого сырья; что и где может вырасти в это время года? Состав: идеально, если он без красителей и стабилизаторов.

За стеклом. Если банка стеклянная, то стоит оценить однородность овощей, прозрачность рассола, осадок и посторонние примеси.

Хитрость. Предпочтения лучше отдать крупным производителям консервированных овощей. Таковых, кстати, в торговых сетях Петербурга представлено не так уж и много. Но у этих предприятий есть, как правило, свои овощеводческие сельхозпредприятия, откуда поступает сырье с гарантией качества. А не берется где-то, по случаю и «за дешево».

#еда #консервы #закуски

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (6797) от 02.11.2020 под заголовком «Микс в консервной банке».


Комментарии