Между двух Америк. Путешествие по Панаме
Из аэропорта в столицу Панамы ведет шоссе, которое далее переходит в участок Панамериканской автострады, соединяющей Патагонию на юге Американского континента с Аляской на севере. Сначала окружающий пейзаж был обычным для латиноамериканских городов, но в какой-то момент мы выехали на четырехкилометровый мост, идущий невысоко над поверхностью океана, и перед нами открылась стена небоскребов у голубой глади залива. Стало ясно, что это современный и динамично развивающийся город.
ФОТО АВТОРА
Картины на красном дереве
Исторический центр столицы застроен по законам испанской колониальной архитектуры, в основу которых положена прямоугольная сетка улиц с врезанными в нее квадратами площадей с дворцами и соборами. Здания тщательно отреставрированы, покрытие улиц практически не содержит изъянов. Поужинав в одном из уютных ресторанчиков, мы направились в сторону набережной. На полпути к берегу нас окликнул полицейский и вежливо объяснил, что дальнейшее движение в сторону Тихого океана в вечернее время небезопасно. Вспомнив ограбление, случившееся с нами всего год назад в центре Рио-де-Жанейро, решили не рисковать и на такси вернулись в гостиницу.
Колониальная часть Панамы занимает полуостров, выступающий в Тихий океан, а на его оконечности находится площадь Франции с высокой стелой посередине. Здесь же, на самом красивом месте города, располагается и посольство этой страны. Такое отношение к европейской стране объясняется тем, что именно французы начали строительство Панамского канала, правда, не сумев его завершить.
На следующий день с утра мы направились именно к этой площади и, обогнув полуостров по набережной, мимо бесчисленных сувенирных лавок вышли к площади Боливара. Из сувениров наиболее интересными нам показались примитивные изображения птиц и животных, выполненные в ярких красках в стиле фотореализма на массивных досках красного дерева. Нигде в других странах Латинской Америки мне не приходилось встречать похожее. Даже в парадных залах многих роскошных гостиниц Панамы можно встретить подобные работы. Конечно, эти сувениры довольно тяжелые, и если их увозить с собой, то придется жертвовать чем-то другим.
На площади Боливара находится недавно отреставрированная церковь Св. Франциска с высокой колокольней, которая хорошо видна с городской набережной. Из других достопримечательностей стоит отметить площадь Независимости с огромным кафедральным собором.
Находясь в Латинской Америке, невольно удивляешься, каким образом за сравнительно короткое время испанским колонизаторам удалось построить столько городов и зданий, несущих дух своего времени, а сегодня ставших памятниками архитектуры, многие из которых включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. К сожалению, впоследствии (в конце XIX и в XX веке) уровень жизни этих стран начал резко падать, и новые шедевры архитектуры стали уже редкостью, хотя и не исчезли вовсе, например, город Бразилиа и Университет в городе Мехико.
Вокруг полуострова, на котором стоит старый город, в километре от него прямо по океану проложена пятикилометровая автострада Синта-Костера. Она, переходя в проспект Амадор, направляется к острову Фламенко. По пути мы остановились у Биомузея. Это ультрасовременное здание из стекла и бетона, представляющее собой нагромождение ярких синих, красных и желтых плоскостей, за что получило название «куча мусора». Зайти в него у нас не было времени, но само здание, на мой взгляд, могло оказаться интереснее его содержимого, и мы поехали дальше к острову Фламенко. С него открывается прекрасный вид на город и океан. Ради красивых картинок сюда и стекаются туристы.
Гостям из России открыли шлагбаум
Но самым знаковым местом в Панаме является, конечно, Панамский канал. Его строительство начали французские компании в конце XIX века, а завершили компании США в 1920 году. Еще сравнительно недавно узкая полоска суши вокруг канала, так называемая Зона Панамского канала, принадлежала США, разделяя страну на две части, одна из которых находилась в Южной, а другая - в Северной Америке. Однако заразительный пример кубинской революции возымел свое косвенное действие, и американцы вынуждены были оставить Зону. Ее окончательная передача Панаме произошла в самом конце недавно ушедшего столетия. И я с супругой Ниной мог теперь беспрепятственно проехать вдоль всего канала от Тихого до Атлантического океана (Карибского моря).
Первый шлюз Мирафлорес находится к северу от столицы всего в нескольких километрах. Здесь устроена смотровая площадка, чтобы многочисленные туристы могли наблюдать за прохождением судов через шлюз. Он сдвоенный, то есть одновременно им могут воспользоваться плавсредства, идущие в противоположных направлениях. Сегодня по каналу могут проходить суда водоизмещением до 150 000 тонн. Когда мы определились с местом на смотровой площадке, один сухогруз как раз готовился пройти через шлюз в направлении Тихого океана. Издалека казалось, что он с трудом поместится в шлюзе и бортами обязательно заденет его стенки. Два электровоза зацепили канатами огромное судно с каждого борта и осторожно провели его сквозь шлюз. Электровозы сами по себе являются почти музейными экспонатами, поскольку построены в прошлом веке, но трудятся беспрерывно по сегодняшний день, что говорит о добросовестности мастеров и инженеров прошлого. Прохождение шлюза заняло около 30 минут.
Мы продолжили наш путь вдоль канала в сторону города Колона, где находится первый шлюз со стороны Атлантического океана - Гатун у входа в одноименное озеро. Дорога шла по бывшей Зоне Панамского канала, и, вероятно, поэтому вокруг почти не было поселений, движение также было вполне спокойным. Путь проходил сквозь джунгли, и лишь однажды, совсем недалеко от Колона, рядом с местечком Рио-Рита слева показалась вода, это и было озеро Гатун, включенное в траекторию канала. Правда, через несколько минут канал опять скрылся из виду, и, миновав в общей сложности около 80 километров, мы свернули в сторону от дороги и подъехали к шлюзу. Здесь никаких туристов и смотровых площадок не было, но был шлагбаум и контрольный полицейский пост. Объяснив удивленному стражу порядка, что мы из России, сумели убедить его открыть шлагбаум и разрешить проехать по разводному мосту на противоположный берег канала к площадке, откуда открывается вид на Атлантический океан (Карибское море) с очередью судов, ожидавших прохода в сторону Тихого океана. Нам удалось подъехать вплотную к шлюзу и сфотографировать гигантский сухогруз, буквально нависающий над его воротами.
Возвратились в Панама-Сити уже поздно вечером, предварительно проехав по Мосту двух Америк (переправа через Панамский канал, соединяющая Южную и Северную Америки) под огромной стальной аркой, напоминающей арку моста через Керченский пролив. Справа увидели памятник китайским рабочим, участвовавшим в строительстве моста и канала. Он поставлен правительством КНР, вечером специально освещается и находится в хорошем состоянии.
Рассказывая о путешествии по Панаме, мы принципиально опустили впечатления от курортов и пляжей. Они вполне стандартны, и, как нам кажется, ехать в эту латиноамериканскую страну только ради их посещения не стоит.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 041 (6394) от 06.03.2019 под заголовком «Между двух Америк».
Комментарии