Место для человека в постиндустриальном обществе искали на ПМЭФ-2019

Интеграция науки, образования и бизнеса - эта тема стала предметом одного из обсуждений на Петербургском международном экономическом форуме. Возможно, именно она и может претендовать на звание базовой для всей повестки форума, потому что только человек, образованный с точки зрения запросов экономики XXI века, и является одним из ключевых инструментов развития любого государства.

Место для человека в постиндустриальном обществе искали на ПМЭФ-2019 | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Дискуссию по поводу будущей модели образования, востребованной бизнесом и интегрированной с научными знаниями, открыло блиц-голосование в зале: всем присутствующим было предложено оценить по пятибалльной шкале степень интеграции в России науки, образования и бизнеса. Получилось 2,18 балла. Но оказалось, что это не такой уж и драматичный итог - в Великобритании, по мнению профессора из Кембриджского университета Мориса Энтони Юинга, было бы примерно 2,5 балла. При этом профессор пояснил, что крупные компании (в основном теперь из Китая) формулируют университету свои потребности, под которые разрабатываются специальные учебные программы. А представители бизнеса затем «пытаются внедрить то, чему мы их научили». При этом стоит уточнить, что английские университеты - это синтез образования и науки, студенты сразу же подключаются к научным разработкам своих преподавателей.

Да, пока в России нет такой степени интеграции бизнеса, образования и науки, как в развитых экономиках, констатировал президент Российской академии наук Александр Сергеев. Но он отметил растущий в последнее время запрос российского бизнеса на сотрудничество с университетами, работающими в сфере фундаментальных исследований. «У нас отраслевые науки рождаются сейчас в недрах высокотехнологичных компаний», - сказал президент РАН и привел в пример петербургскую фармацевтическую компанию «Биокад». С классической наукой немного сложнее, она все еще по разным причинам недостаточно связана с реальной экономикой. Одну из них Александр Сергеев назвал: эффективность научных организаций оценивают не по тому, сколько создано новых разработок, а по количеству публикаций в журналах, что не стимулирует к внедрению в жизнь полученных результатов. Поэтому президент РАН предложил пересмотреть оценку деятельности научных организаций. Кроме того, при подготовке новых кадров просто необходимо понимание, какие именно профессии потребуются в будущем, как недалеком, так и на перспективу.

«В соответствии с этим и надо выстраивать систему образования, генетический паспорт будущего общества - это очень интересная задача, которую важно обсуждать», - сказал Александр Сергеев. Однако он обратил внимание коллег, что у нас бизнес дает на науку 25 - 30% финансирования, остальное выделяет государство, но это, как известно, достаточно скромные суммы.

О наметившейся интеграции образования и бизнеса говорила и генеральный директор, директор по организационному развитию и управлению персоналом «Яндекс» в России Елена Бунина. Она напомнила, что еще лет 10 назад между вузами, научными организациями и бизнесом была большая дистанция, но в последнее время идет активная интеграция в рамках этого треугольника. «На сегодняшний день все вузы более-менее понимают, что им нужно с бизнесом интегрироваться, и бизнес тоже понял, что невозможно уже самим искать студентов и доучивать их», - добавила Елена Бунина, приведя в пример собственную компанию, недавно открывшую в Высшей школе экономики факультет компьютерных наук.

Во время дискуссии возник вопрос: а так ли нужно высшее образование в наши дни? Но все же пришли к выводу, что фундаментальное образование требуется, особенно для будущей экономики важно математическое образование, на которое можно наложить любое обучение, связанное с искусственным интеллектом. Однако такое понимание должно быть не только в рамках треугольника, но и у государства.

Выяснилось также в ходе обмена мнениями, что поддержка государства требуется и в средней школе, причем начиная с начальных классов: умение анализировать, работать в команде, социальные и когнитивные навыки формируются в детском возрасте. Но учителей этому никто не учил, так что и они не могут научить этим качествам, востребованным цифровой экономикой. Поэтому заместитель министра просвещения Ирина Потехина, назвав это самой серьезной проблемой, предложила «посмотреть в строну школьных педагогов», чтобы они умели учить «мягким навыкам». Допустим, в 2020 году в Петербурге пройдет международная математическая олимпиада, и мы явно претенденты на чемпионство. Однако, задалась вопросом Ирина Потехина, что умеют чемпионы в практическом плане? Первый вице-президент Газпромбанка Наталья Третьяк согласилась, что теперь фундаментальные знания бизнесу интересны, он ждет от работников понимания основных законов природы. Так что Министерству просвещения «надо подумать, чтобы бизнес пошел в школу, где формируются базовые качества личности».

Зачем инновации нашему бизнесу, когда степень конкурентности у нас низкая, а основные ресурсы связаны с административным фактором? Такой вопрос озвучил декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Александр Аузан. «Бизнес в других странах начинает инвестировать в инновации не из любви к инновациям, которые никто не любит, потому что они портят привычную жизнь. Конкуренция заставляет! Вот и у нас реальные точки движения есть там, где мы конкурентоспособны. У нас есть Росатом, Ростех, «Яндекс» и некоторые другие, которые под ветрами мировой экономики вынуждены двигаться. У нас есть и два-три десятка глобально конкурентоспособных университетов», - заявил Александр Аузан.

Заместитель министра экономического развития Оксана Тарасенко была более оптимистична: у нас же появились инновационные и научно-технологические центры в регионах! Ее поддержала руководитель фонда «Талант и успех», член Совета при президенте по науке и образованию Елена Шмелева: создана инфраструктура в регионах, и мы скоро увидим, что там, где создаются ИНТЦ, очень сильна работа с талантливыми школьниками.

Директор по бизнес-развитию управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский в этом контексте заявил о переходе в России «от обучения людей к обучению человека конкретного», то есть во главе треугольника должен стоять человек. Быстрее этот процесс, по его наблюдениям, идет в коммерческом секторе подготовки специалистов, но постепенно подтягивается и государственное образование.

Читайте также о том, как медики в Петербурге обсудили вопросы сохранения здоровья работающего населения.

#ПМЭФ-2019 #человеческий капитал #форум

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (6459) от 14.06.2019 под заголовком «Обучить человека конкретного».


Комментарии