Меняют сети. Как блокировка известных онлайн-площадок повлияла на малый бизнес?

По требованию Генпрокуратуры с 14 марта на территории нашей страны признана экстремистской деятельность компании Meta*, владеющей соцсетями Facebook* и Instagram*. Популярные американские интернет-площадки eBay, Etsy, а также платежная система PayPal сами ограничили свою деятельность в России, сославшись на «текущие обстоятельства». Все это отразилось на малом бизнесе, для которого эти онлайн-площадки зачастую были основой коммерческой деятельности.

Меняют сети. Как блокировка известных онлайн-площадок повлияла на малый бизнес? | Фото Сергея КОНЬКОВА/ТАСС

Фото Сергея КОНЬКОВА/ТАСС

Производственная драма SMM

В последние годы Instagram* и Facebook* зарекомендовали себя как эффективный инструмент для ведения бизнеса. Достаточно было нажать на кнопку «продвинуть», как «умная система» сама искала клиентов. А на рынке труда давно сформировалось отдельное направление специальностей для работы на данных ресурсах: менеджеры SMM (Social Media Marketing — маркетинг в социальных сетях), копирайтеры, таргетологи, сторис-мейкеры. Этим профессиям граждан обучают даже на государственном уровне в рамках федеральных проектов.

«Из-за блокировки этих социальных сетей я потеряла работу, — рассказала SMM-менеджер Елена Кротова. — Я вела несколько ­аккаунтов сегмента «Красота и здоровье», получала приличный доход. Теперь осталась у разбитого корыта».

Между прочим, Россия входила в пятерку стран с наибольшим количеством пользователей ­признанных экстремистскими ­соцсетей. По данным Ассоциации профессиональных пользователей ­соцсетей и мессенджеров, на момент запрета в РФ сети Instagram* в ее российском сегменте было зарегистрировано почти 1100 аккаунтов с более чем миллионной аудиторией. Страниц, у которых от 100 тысяч до миллиона подписчиков, — 18,5 тысячи, еще 255 тысяч страниц имели в активе от 10 000 до 100 000 подписчиков.

Теперь эта выстроенная ­система нарушена, а завязанная на ­­ней коммерческая деятельность ­сошла на нет. Ситуацию усугубило ­прекращение деятельности в нашей стране платежной системы PayPal и международных ­маркетплейсов Etsy и eBay, которые работали в связке с соцсетями.

«Львиная доля потребителей на подобных ресурсах была из Европы и США. Теперь российский бизнес этой аудитории лишился, — объясняет петербургская ремесленница, специализирующаяся на национальных украшениях и сувенирах, Елена Зверева. — В итоге многие предприниматели без иностранных клиентов выйти на привычный уровень дохода не смогут».

«Мы тратили много ресурсов на формирование контента для всех этих платформ, приобретали специальное оборудование, проходили обучение на курсах, — добавляет владелица аккаунта о моде, продвигающего ателье, Лика Копылова. — Радовались, что приблизились к рубежу сто тысяч подписчиков. На этот год у нас было много планов. За месяц до блокировки нам удалось реализовать совместный проект с крупным западным брендом, и мы активно готовили рекламные кампании. Теперь всего этого нет…»

Подобных историй с грустным финалом много. Согласно исследованию Совета блогеров при Госдуме и предварительным расчетам специалистов SMM-менеджмента, только из‑за блокировки Instagram* в России около 70 % пользователей потеряли работающий на этом ресурсе бизнес и, соответственно, доход, причем для 60 % предпринимателей это был единственный источник дохода.

Речь идет не только о 8 % блогеров, которые зарабатывали в Сети за счет рекламы, но и о 35,5 % представителей малого и микробизнеса. Это дизайнеры, владельцы локальных и эксклюзивных авторских брендов, многочисленные представители сферы услуг (фотографы, тату-мастера, домашние кондитеры, мастера по оформлению ресниц, бровей и маникюра). В этом же списке владельцы пекарен и кондитерских, фермерских хозяйств, ремесленных мастерских хендмейд, магазинчиков разной направленности, клубов услуг для собак. Доход 60 % таких предпринимателей варьировался от ­10 до 100 тыс. руб. в месяц, а у 21 % превышал 100 тыс. руб.

Массовая онлайн-миграция

Сейчас многие владельцы бизнес-аккаунтов с большой ­аудиторией, работавшие на заблокированных платформах, пытаются разобраться, что делать дальше. Продолжать коммерческую деятельность на ресурсах, ­признанных в нашей стране ­экстремистскими, уже нельзя.

Правда, солидную часть аудитории соцсети сохраняют даже ­после блокировок, которые можно обходить за счет различных ­программных продуктов. И закрывать свои аккаунты необязательно — их наличие и пользование самими ресурсами не считается нарушением закона. Но если через закрытые соцсети будут проходить какие‑то денежные потоки, это будет считаться финансовой поддержкой экстремистских организаций и грозит уголовным преследованием. Более того, нарушением закона считается и символика запрещенных соцсетей, так что ­теоретически срок можно получить даже за старую визитку с логотипом Instagram* или Facebook* или забытую иконку на сайте.

В связи с этим на сегодня первоочередная задача владельцев «инстаграмного» бизнеса — ­возобновить деятельность на других площадках, разрешенных в России, и во время «переселения» не растерять главную ценность бизнеса — аудиторию, которую многие собирали более десяти лет. Географию путей отступления, кроме социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники», включает мессенджер Telegram, а также платформы «Яндекс.Дзен» и Rutube. Что касается YouTube, то в перспективах этого ресурса у бизнеса уверенности нет — многие ждут, что он повторит судьбу уже закрытых площадок.

В эти дни на этих российских сетевых платформах отмечаются резкий прирост количества пользователей и повышенная активность аудитории. Только с 1 по 17 марта больше 300 тысяч новых предпринимателей перевели свой бизнес на «ВКонтакте», где уже работают больше двух миллионов предпринимателей. Самые быстрорастущие категории товаров и услуг в соцсетях — «Красота и здоровье» (+57 %), «Досуг и подарки» (+43 %), «Одежда и обувь» (+41 %), ­«Детские товары» (+39 %), «Дом и дача» (+35 %).

Казалось бы, для страны в этом сплошные плюсы — наши бизнесы просто переедут с иностранных площадок на российские. Однако далеко не всегда процесс переезда проходит гладко, а избежать потери аудитории не удается никому.

«Когда начали блокировать ­«инсту», мы сразу же создали телеграм-канал и реанимировали страничку на «ВКонтакте», — рассказывает основательница бизнеса по наращиванию ресниц Альбина Новенькая. — Но, к сожалению, не все наши клиенты готовы пользоваться альтернативными площадками. В итоге наша аудитория катастрофически сократилась. Нет подписчиков, нет охвата, а значит, нет денег».

«Что у меня нового? Да у меня все новое, — пишет на только что открытой странице «ВКонтакте» основательница дизайнерской ­мастерской по пошиву одежды Эльвира Миронова. — Извините, что к вам обращаюсь, сами мы люди не местные, бежали с ФБ. Привыкла, что вся связь и коммуникации были через соцсеть, все вопросы решались одним сообщением или публикацией. Из 15 000 подписчиков лично знала около 1500. Сейчас ­радуюсь каждой знакомой фотографии на аватарке. Помогите, кто может, хотя бы лайком».

Нужно просто подождать?

Конечно, для адаптации пользователей на новых ресурсах нужно время, да и сами платформы требуют доработки. Например, «ВКонтакте» активно работает над созданием общественного совета по поддержке бизнеса, задача которого — помочь предпринимателям адаптироваться к новым условиям.

Какая из официально работающих платформ в России в перспективе станет основной, пока сказать сложно. По мнению экспертов, со временем аудитория перераспределится и каждый ­займет свое ­место в зависимости от вида товаров или услуг.

Приверженцы видеоконтента в модном формате «сторис» будут пытаться его повторить во «ВКонтакте». Кроме того, на этом ресурсе много активной аудитории и ­инструментов внутри сообществ (товары, чат-боты, клипы).

Предприниматели, которым   важнее простое поддержание ­клиентской базы, занимаются освоением Telegram. Но эта площадка пока все же больше заточена на работу информационных каналов и не очень подходит для продажи одежды и других товаров. Фотографии, например, не всегда отображаются эстетично. Не всем понятно, каким образом общаться с покупателем, нет доступной таргетированной рекламы.

«Одноклассники» ориентированы на аудиторию 40+. Там умиляются деткам, ностальгируют, любят дарить друг другу маленькие милые подарочки, — комментирует фотохудожник Елена Бурлакова. — Я недавно активизировалась там и запустила рекламу за 200 ­рублей на три дня. В итоге мои цифровые портреты в модном сегодня стиле дрим-арт ­пришлись к месту, и я получила заказов на 15 тысяч рублей».

Еще один выход из ситуации — сотрудничество с маркетплейсами Ozon, «Яндекс.Маркет», Wildberries и др. Сейчас маркетплейсы стараются увеличить свою долю рынка и вводят новые меры поддержки для продавцов. На площадке Ozon, например, могут торговать как ИП, так и самозанятые. Они могут продавать только товар, произведенный своими руками (предметы рукоделия — сшитые декоративные подушки, вязаные шарфы и кофты, сделанную мебель и фигурки). При этом товары, подлежащие сертификации (сделанные своими руками торты или детские игрушки), без необходимых документов реализовать не получится. Еще одно ограничение для самозанятых — доход за год не должен превышать 2,4 миллиона рублей.

«Wildberries больше подходит для более крупного бизнеса, ориентированного на масс-маркет и серийный товар. Хендмейду со штучными вещами там делать нечего, так как площадка под это не заточена», — считает петербургская предпринимательница, дизайнер авторского нижнего белья Ольга Торопова. Вместе с тем есть и другие мнения — многие представители малого бизнеса успешно работает и на этой площадке.

Возможно, после стабилизации ситуации вернется соцсеть с китайскими корнями TikTok, интерфейс которой оптимизирован для просмотра видеоконтента. Это важно, поскольку в России визуальный контент всегда был популярнее текстовых форматов.

Интригующим выглядит и ­создание в России аналога запрещенного Instagram*. Российскую соцсеть Rossgram («Россграм») планируют запустить 28 марта — сначала для СМИ, спонсоров и инвесторов, а в начале апреля приложением смогут пользоваться и рядовые граждане. Заходить в «Россграм» можно будет из любой точки России без VPN и ограничений. Создатели обещают максимально простой и понятный интерфейс, а также все инструменты для общения и бизнеса. Более того, по словам создателей нового ресурса, для владельцев ­аккаунтов он будет целенаправленно ориентирован на заработок.

Однако это все предварительные обещания, а реальное будущее ресурса покажет только время. Обычно на первых порах ­аудитория любого нового ресурса сравнительно невелика, для ее наработки нужно время. Хотя в данном случае, конечно, возможен и взрывной рост за счет миграции пользователей из Instagram*.

В заключение стоит отметить, что любые трудности для бизнеса в условиях конкуренции одновременно открывают и новые возможности. Пока одни подсчитывают убытки и посыпают голову пеплом, другие продумывают пути выхода и тестируют все, что появляется на рынке, чтобы занять пока еще свободные ниши. Что касается одиночества в Сети, то оно нам точно не грозит.

* организация, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации.


#малый бизнес #изменения #бизнес

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 54 (7137) от 28.03.2022 под заголовком «Бизнес меняет сети».


Комментарии