Марка магниту не товарищ. Пристрастие к собирательству выходит из моды

Дядя Женя – пожилой небедный человек – коллекционирует марки, продолжая тем самым дело своего отца. То есть его коллекции чуть меньше века. Он подолгу изучает тома каталогов (между прочим, за каталог «Обычные марки Советского Союза» он отдал более 2 тысяч рублей, за кляссеры – по тысяче и дороже). Марки собирает блоками: так они имеют особую ценность.

Марка магниту не товарищ. Пристрастие к собирательству выходит из моды | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Филателия – замкнутый мир для немногих, в котором он чувствует себя как рыба в воде. Посещает знакомых марочников, общается, меняется, покупает, продает. Перебирает свои сокровища не иначе как с помощью пинцета. Жалуется: мол, вот умру, родня все на ветер пустит. Супруга и дети давно махнули на него рукой. Лишь иногда вздыхают: транжирит папа деньги, за одну марку может заплатить 50 тысяч рублей, и рука не дрогнет.

Восьмидесятилетняя тетушка-пенсионерка уже лет 30 собирает юбилейные монеты: какие попадутся, без всяких каталогов. Огромный кляссер, сворачивающийся в толстый рулон, сшила сама, чем очень гордится. Коллекцию пополняет, выпрашивая и обменивая монеты у родни и знакомых. Ближний круг давно знает: попалась юбилейная денежка, сохрани и вручи ей – приветствуется даже в качестве подарка на день рождения.

В школе № 55 Петроградского района несколько лет назад создали Музей ленинградского детства. Основная часть коллекции – игрушки советских времен. Родители учеников, бабушки-дедушки, их соседи и все, кто узнал о музее, несут и несут сюда все, что завалялось в шкафах и на антресолях. И, конечно, бесплатно. Нетрудно догадаться, как быстро увеличивается число экспонатов. Дарители не скрывают, что главное для них – достойно избавиться от всего, что годами пылилось по углам, но что стыдно было выбрасывать. А тут – в музей. Солидно!

Социологи портала SuperJob провели необычный опрос: кто что собирает и собирает ли вообще? Такие вопросы были заданы 5 тысячам человек, что с точки зрения науки социологии больше, чем репрезентативная выборка. Как правило, выводы делают на основе ответов 1,6 тысячи опрошенных.

Получилось вот что: 73% ответивших на вопросы вообще не склонны что-либо собирать. Немалую часть этих граждан даже можно назвать воинствующими антиколлекционерами. «Зачем копить пылесборники? И без того в доме много лишнего». «Вещи выживают людей, захватывая жилплощадь». «Средств у меня нет для приобретения коллекционных предметов. А разыскивать бесплатные – времени жалко».

Некоторые участники опроса (без обид!) проявили себя безусловными профанами, заявив, что «эксклюзивных предметов давно нет, а ширпотреб собирать – себя не уважать». Прозвучало и пафосное: мол, необходимо «разумное потребление ради сохранения экологии планеты».

И все же 27% продолжают собирать и ценить «пылесборники». Как выяснилось по результатам опроса, самое популярное увлечение – нумизматика: монеты и бумажные деньги из разных стран и эпох собирает каждый четвертый опрошенный из 27%. Фигурки (еще говорят – статуэтки) коллекционирует каждый девятый, игрушки – каждый одиннадцатый.

Филателистов, филокартистов («открыточников»), филотаймистов (собирателей календариков), библиофилов – по 5%. А коллекционеров музыкальных записей и посуды – по 3%. Это элита, готовая тратить немалые деньги, имеющая доходы более 50 тысяч рублей в месяц. И коллекции их, как правило, «профессиональные» и систематизированные. То есть собирают они не абы что, а лишь определенные предметы такого-то завода, с такой-то тематикой, такой-то эпохи. Цель – собрать образцы всего когда-либо изготовленного, отвечающего принципам коллекции. Только при таком подходе собрание может стать инвестицией, которая когда-нибудь (возможно, в отдаленном будущем) принесет потомкам состояние.

Иные респонденты в качестве предметов своего коллекционирования назвали нечто несуразное, что и коллекцией назвать язык не поворачивается. Популярны магнитики на холодильник. Для многих – чем больше, тем лучше. Чтобы уже всю поверхность ими облепить. Цель – привезти магнитик из каждого города, где довелось или еще доведется побывать. Самые дешевые сувениры, милые сердцу среднестатистического туриста.

Впрочем, по наблюдениям, многие уже отказываются и от такого рода коллекций. Не на века она! Пара лет, и вот предметы «экспозиции» утратили свою притягательность или размагнитились и норовят упасть на пол при каждом неаккуратном прикосновении к холодильнику.

И, наконец, вовсе курьезные ответы. Похоже, респондентам было просто нечего ответить и они пошутили: 4% опрошенных заявили, что объектами их коллекционирования являются полезные знания и интересные мысли. Так что, вероятнее всего, их все же стоит приплюсовать к 73% граждан, не испытывающих интереса к сбору «пылесборников».

Портал проводил аналогичное исследование в 2008 году. Тогда 37% респондентов похвастали своим пристрастием к собирательству. Так что за годы интерес к такому хобби несколько угас. Вероятно, продолжают этим заниматься те, кому уже жалко бросить. Представьте себе книжный шкаф, в котором бережно хранятся десятки альбомов с открытками... Ну как можно это выбросить – труды многих лет? И как, скажите, не вложить в альбом еще одну старую открытку, по случаю выпрошенную у соседа?

#коллекция #люди #хобби

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 63 (6901) от 12.04.2021 под заголовком «Марка магниту не товарищ».


Комментарии