Лучшие технологические проекты выберут на онлайн-фестивале
Речь о I Всероссийском онлайн-фестивале университетских технологических проектов. Сегодня с девяти утра на сайте https://fest.hse.ru/ идет полуфинал, потом сразу – финал. Изначально состязались 350 команд из 148 вузов 54 регионов. Организатор – Высшая школа экономики, главный партнер – «Ростелеком», присоединились три десятка других организаций. Такого размаха еще не было, уверяют устроители.
ФОТО www.pixabay.com
Предложения есть, спрос подкачал
Когда говорят, что инновации в России как-то не очень заходят, обычно объясняют так: предложения (в смысле идеи) – блестящие, а вот спроса на инновации в стране нет. Высшую школу экономики, видимо, такое пояснение не устраивает. «Надо показать крутые разработки – и через них рождать спрос», – утверждал в ТАСС директор петербургского филиала «Вышки» Сергей Кадочников.
Фестиваль задумали еще в январе, когда никто помыслить не мог, что вирус надолго загонит всех в онлайн – впрочем, от этого только прибавилось участников, отмечают организаторы. Изначально ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и президент «Ростелекома» Михаил Осеевский решили: ориентируемся не на вузы двух столиц, а на все российские университеты, это важно для регионального развития. Еще одно принципиальное решение: это не конкурс, а фестиваль. Потому что, комментирует Кадочников, важно не определить, кто первый, а показать себя и обменяться идеями.
Вузам это интересно, потому что коммерциализация разработок (то есть чтобы идеи не остались на бумаге, а дошли «до общества») – один из источников заработка и параметр, по которому государство оценивает деятельность университета.
Для стартапов фестиваль – шанс с помощью менторов из бизнеса доработать идеи и пилотные проекты.
Корпорациям важен доступ к идеям и кадрам.
По количеству заявленных проектов лидировала все равно Москва (30,9%), ненамного отстал Петербург (24,9%). Ближайший к ним из регионов – Самарская область (10,7%), затем Ставропольский край (7,3%), доли Иркутской области и Татарстана – по 4,7%. Это к вопросу об активности и о наличии идей.
На других посмотреть, себя показать
Теперь о том, чьи идеи оказались достаточно убедительными, чтобы пройти в полуфинал. Лидирует Петербург: 40% успешных заявок – из нашего города. Доля вузов Москвы – 30%. У Самарской области остается бронза. А потом в первой пятерке вдруг появляется Челябинская область, которой не было среди активных «заявителей». То есть челябинские вузы взяли не количеством проектов, а их качеством.
Если смотреть по вузам, больше всего заявок было от Высшей школы экономики. Сам бог велел: ее бизнес-инкубатор, где идеи и доращиваются до продукта, был признан лучшим в мире университетским акселератором (по обзору UBI Global). Вторым шел петербургский Университет ИТМО. Вообще из петербуржцев в топ-10 по количеству идей-заявок вошел еще только Политех Петра Великого.
Зато среди прошедших в полуфинал на первое место вырвался ИТМО, оттеснив ВШЭ. А на третьем месте – СПбГУ, тоже взял не количеством, а качеством. И практически на той же ступеньке пьедестала – петербургский Политех.
«Искусственный интеллект», «Новые материалы», «Медицина и фарма» – большинство проектов касаются этих направлений. Несколько уступают виртуальная и дополненная реальности, Интернет вещей, биотехнологии, транспорт.
Из 100 прошедших в полуфинал команд – 70 из обеих столиц и лишь 30 из других регионов. И «это самая большая наша забота теперь», говорит Сергей Кадочников. Понятно, что наука сконцентрирована в столицах, но хотелось бы, чтобы не с таким перевесом.
Есть еще одна «говорящая» характеристика: только у 15% заявок есть устойчивая бизнес-модель и опыт продаж. Как говорит замдиректора петербургской ВШЭ Филипп Казин, нужно, чтобы в вузах не только концентрировались на исследовательском процессе, но и пытались оценивать, насколько их разработка будет востребована. Для этого и важно было свести стартап с консультантом от серьезного бизнеса. Директор фестиваля гендиректор компании «Е-Контента» Зоя Андреева комментирует: пообщаться с крупными компаниями могли не только полуфиналисты – достаточно было подать заявку и пройти квалификационный отбор.
Этот бы ум да в нужное русло
В России корпорации создают свои инновационные отделы, работают со сторонними стартапами, но не так и давно. Например, в «Ростелекоме» так называемый проектный офис появился в 2017 году. Как говорит директор офиса Любовь Симонова-Емельянова, собственного акселератора нет, работают с внешними, и такого рода фестивали – одна из возможностей присмотреть проекты.
В восточноевропейском подразделении Huawei начали активно искать стартапы только в прошлом году с приходом главного инвестиционного директора подразделения Григория Лещенко. По его словам, корпорацию интересуют фундаментальные разработки, и в этом смысле кладезь – университетские акселераторы и бизнес-инкубаторы: с дюжиной вузов созданы совместные лаборатории.
«Наши специалисты откровенно рассказывают о разработках, чтобы студенты и профессора знали, над какими технологиями мы работаем, какие проблемы решаем и что нам нужно». Потому что блестящие ученые предлагают не самые передовые разработки. «Зачастую они незнакомы с требованиями рынка», – констатирует Григорий Лещенко, добавляя, что интеллектуальный потенциал очень сильный и вот направить бы его в нужную сторону... Пока же российские стартаповские проекты чаще уступают европейским или израильским по качеству и готовности.
В «Леруа Мерлен Россия» директор по инновациям француз Жульен Николя по-русски объясняет, какие инновации нужны этой одной из крупнейших европейских сетей строительных маркетов: более-менее состоявшиеся «пилоты», которые уже получили первые инвестиции. «Нам нужно быстро проверять наши гипотезы на предмет того, нужна ли определенная технология или нет». Например, в «Леруа» один студенческий стартап обкатал свою разработку в сфере компьютерного зрения: она оценивала количество людей в очередях к кассам. Сейчас проект стал полноценным бизнесом.
В российском отделении PepsiCo инновационные решения начали искать в 2017 году, создав свой акселератор. И увидели: плоды есть, но зреют долго. Как говорит директор по цифровой трансформации Антон Борисюк, «акселератор – длинный процесс, нам хотелось перейти быстрее к «пилоту», посмотреть, как это работает на деле». Сделали свою электронную платформу: теперь если внутри корпорации возникает нужда в какой-то технологии, размещается заявка – и любая компания извне может предложить свое решение.
...В начале ноября Минобрнауки РФ объявило о новом национальном проекте: «Наука и университеты», напоминает старший директор по инновационной политике ВШЭ Артем Шадрин. По словам министра Фалькова, в новый проект войдет «лучшее из национального проекта «Наука» и добавятся новые программы». В числе прочего будет поддержка студенческих стартапов и трансфера технологий.
У нынешнего фестиваля (видимо, чтобы подчеркнуть, что это не конкурс и деньги не главное) призовой фонд не ошеломляющий: 300 тыс. рублей; в отдельных вузах внутренние стартаповские призовые фонды «богаче» в несколько раз. Другой приз, а именно помощь в выходе на российский и зарубежные рынки, очевидно, главный.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (6804) от 12.11.2020 под заголовком «Потому что мы «пилоты»».
Комментарии