«Летающий танк». В Шлиссельбурге восстанавливают самолет Ил-2

Искореженные лопасти пропеллера, покрытая ржавчиной бронекапсула, части двигателя... Эти фрагменты Ил-2, легенды военной авиации, со следами пробоин лежат не на музейных полках, где им самое место, а в громадном цехе, среди грохочущих станков. Поисковики Западного военного округа (ЗВО) в этом году извлекли их из болот Ленобласти и доставили сюда, в Шлиссельбург, чтобы собрать, точно пазл из разных деталей, в память о погибших летчиках самый массовый боевой самолет времен Второй мировой. Причем предложили это сделать людям, привыкшим строить не воздушные суда, а сугубо морские...

«Летающий танк». В Шлиссельбурге восстанавливают самолет Ил-2 | ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Гроза люфтваффе

Фрагменты боевых самолетов, защищавших ленинградское небо, бойцы 90-го отдельного специального поискового батальона ЗВО находили и раньше. Но нынешним летом, работая недалеко от поселка Ульяновка в Тосненском районе, они вышли на место падения одного из штурмовиков Ил-2 и обнаружили там останки членов погибшего экипажа.

«От самолета мало что осталось, – говорит Василий Бойко, командир 1-го взвода поискового батальона. – Но мы нашли орден Красной Звезды, а затем и останки его владельца. Судя по номеру этой награды, воздушной машиной управлял младший лейтенант Владимир Усков. Вскоре выяснили: вместе с ним тогда, в 1943 году, погиб и стрелок-радист Александр Беляков. На тот момент обоим было от роду всего-то 23 года».

18 сентября героев Великой Отечественной предали земле, похоронив на воинском кладбище в городке Никольском Тосненского района. Нашли также их родственников: потомки пилота жили в Тамбове, причем в том же доме, откуда он ушел на войну. А правнуки стрелка приехали кто откуда: одни из Ивановской области, другие из Белоруссии...

Вот тогда, воссоздав эту фронтовую историю, тронувшую многие сердца, поисковики и взялись за новый проект. Задумали восстановить сам легендарный самолет, который советские летчики из-за его прочного броневого корпуса окрестили «летающим танком», а пилоты люфтваффе, близко с ним познакомившись, называли «черной смертью». За пять военных лет таких боевых машин произведено было почти 36 тысяч единиц. Кстати, одно время штурмовик Ил-2 выпускали и в Ленинграде на авиационном заводе № 381.

Словом, идея собрать его из оригинальных частей (поисковики находили их, конечно, и прежде) показалась всем довольно заманчивой. И люди в погонах взялись за дело...

«Работу вели не вслепую, – продолжает старший прапорщик Бойко. – Перелопатив горы бумаг в военных архивах, установили координаты мест гибели некоторых штурмовиков. Сузить район поисков помогли также советы егерей, находивших такие железные «лоскутки». Но, даже располагая этими данными и пользуясь чуткими металлоискателями, надеяться, что нам крупно повезет, было непросто».

Стальные части крылатых машин местные жители, обнаружив, сдавали в послевоенные годы на металлолом, поясняет комвзвода. А фанерные и алюминиевые просто сгорали, когда пылающее воздушное судно летело на землю (некоторые пострадавшие в бою самолеты, впрочем, почти уцелели, совершив вынужденную посадку).

Так или иначе, поработав в Тосненском, Кировском и Всеволожском районах Ленобласти, военнослужащие ЗВО собрали около сотни элементов более чем двадцати таких штурмовиков. Хотя большинство находок – фрагменты одного типа, да и деталей, которые можно пустить в дело, оказалось пока не так много. Но инициативных военных это не остановило, и в октябре они отправили свой армейский «Урал» с первой партией изрешеченного снарядами «железа» на Невский судостроительно-судоремонтный завод. Специалисты этой судоверфи имеют опыт реставрации военной техники и нужное для этого оборудование.

В разные годы они реставрировали тяжелые и легкие танки КВ-1С, БТ-5, Т-26, Т-38 из музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» и других памятных мест, знаменитую «тридцатьчетверку», попавшую в мемориальный комплекс «Невский пятачок», и американский танк «Шерман», пролежавший на дне Баренцева моря со времен полярных конвоев, а потом пополнивший коллекцию петербургского Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.

«Ежиком» по раритету

Последний такой исторический раритет, тоже реанимированный на шлиссельбургском заводе, 76-мм полковая пушка образца 1927 года, его ворота еще не покинула. Правда, все они восстановлены были не в корпусно-сборочном цехе № 1, куда привезли части «летающего танка», а на эллинге, располагающем мощными кранами. Но и этому есть объяснение: на сей раз понадобились не краны, а станки, способные гнуть и резать стальные куски: большой пресс, вальцы, гильотина и др.

Мастер первого цеха Федор Пупыкин показывает элементы самолета-легенды, покореженные после взрыва и сильно деформированные от удара о землю, а затем пролежавшие в земле, порой на глубине до восьми метров, не один десяток лет.

«Из фрагментов, более-менее сохранившихся, пока есть, пожалуй, одна бронекапсула, защищавшая экипаж, двигатель и топливные баки, – сокрушается он. – Поэтому каждая операция требует массы времени и усилий».

Так, чтобы расклепать части фюзеляжа, прикипевшие друг к другу после взрыва, приходится срезать заклепки «болгаркой». Очистить музейную ценность от ржавчины вручную, не прибегая к машине с вращающимся «ежиком», тоже не удается. Но главная сложность в другом. Броня для штурмовиков толщиной до 8 мм была особого рода: ее состав разрабатывали (не без участия ленинградцев) до войны, и разгибать такую деталь, возвращая ей прежний вид, разогрев и прокатав на вальцах, очень сложно. Она может треснуть или вовсе сломаться.

Раненый, но живой

Но для заводчан это не просто задание, которое они выполняют (сверяя каждый свой шаг с чертежами, полученными от военных), а своего рода тест на профессионализм. Работа, требующая высокой квалификации, да и неравнодушия.

«Прикасаться к истории без волнения нельзя, – признает мастер, – вот и у меня дед, воевавший в пехоте на Ленинградском фронте, не вернулся из боя. Неудивительно, что к нам постоянно приходят рабочие из других цехов: мол, где тут у вас штурмовик, покажите».

Между тем поисковый батальон ЗВО (такая часть, кстати, одна-единственная в Минобороны РФ) намечает маршруты следующих экспедиций, чтобы в сезон-2021 найти недостающие фрагменты Ил-2 в труднодоступных лесисто-болотистых местах бывшей фронтовой полосы.

«Если это не получится, свяжемся с отрядом «Крылья Родины», который тоже ведет поиск погибших летчиков, защитников ленинградского неба, или попробуем что-то восстановить, – говорит Василий Бойко. – В любом случае доведем работу до конца. А задумка такая: эта машина, собранная на заводе, будет напоминать «раненый» самолет, который все же вышел из боя, а не был сбит врагом».

Восстановленный штурмовик, памятник защитникам ленинградского неба, станет украшением музея 90-го отдельного поискового батальона ЗВО, расположенного в поселке Мга Кировского района Ленобласти. Там находятся сегодня более 300 экспонатов: образцы стрелкового вооружения советских солдат и войск вермахта, военного обмундирования, обломки боевых самолетов и многое другое.

#поисковики #война #судостроение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (6817) от 01.12.2020 под заголовком «Он вернулся из боя».


Комментарии