Лекало Бетанкура. ПГУПС императора Александра I празднует 210-летие

2 декабря 2019 года первому транспортному вузу России - Петербургскому государственному университету путей сообщения (ПГУПС) императора Александра I исполнилось 210 лет.

Лекало Бетанкура. ПГУПС императора Александра I празднует 210-летие | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Испания подарила миру одного из гениев инженерного дела - Августина Бетанкура. Его жизнь связана со многими странами Европы - Испанией, Францией, Голландией, Англией. Инженерные проекты Бетанкура воплощены во многих городах России. Главным его детищем стал Институт корпуса инженеров путей сообщения (ИКИПС). В одном вузе в программе обучения таких специалистов ему удалось объединить гуманитарные, естественно-научные и технические знания.

Учрежден вуз был высочайшим манифестом императора Александра I в 1809 году. Первое объявление о приеме в институт появилось 9 сентября 1810 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости». По результатам экзаменов Бетанкур отобрал 30 человек. Церемония открытия вуза состоялась 13 ноября 1810 года.

Сегодня в университете обучаются более 26 тысяч человек по программам высшего и среднего профессионального образования. 70% студентов - из разных регионов РФ, от Сахалина до Калининграда. Свыше 11% от общего количества учащихся - иностранные граждане. Всего в ПГУПС курсы железнодорожного дела проходят представители более 40 стран.

- Память о Бетанкуре - это прежде всего преемственность. Мы были созданы, чтобы обеспечивать кадрами отрасль, и за 210 лет свои подходы не поменяли, - рассказывает ректор ПГУПС Александр Панычев (на снимке). - Одна из главных задач вуза - отслеживать запросы производства, требования наших заказчиков-работодателей к выпускникам. В нынешнем году университет заключил 130 соглашений о сотрудничестве. К примеру, с АО «Порт Усть-Луга», «Трансойл», ООО «ЛокоТех-Сервис», АО «Синара - Транспортные машины» и др. И это без учета нашего главного заказчика ОАО «РЖД» и его филиалов. Поэтому проблем с практикой студентов у нас нет. Все понимают: чтобы подготовить не просто инженера, а полезного и ценного специалиста, необходимо дать ему не только теоретические знания, но и возможность освоить рабочие специальности.

По словам ректора, университет стремится к тому, чтобы образовательные программы вуза отвечали не только сегодняшним требованиям, но и тем, которые будут предъявляться к специалистам в будущем, учитывали быстрое развитие технологий.

С этого учебного года в ПГУПС начали обучение по международной магистерской программе «Высокоскоростной железнодорожный транспорт. Инфраструктура, экономика, экология». Программа разработана в рамках европейского проекта «Эразмус+» и осуществляется международным консорциумом вузов во главе с Дрезденским техническим университетом и Мадридским политехническим университетом.

ПГУПС выступает в качестве координатора проекта по России и пилотной научно-образовательной площадки. За четыре семестра студенты пройдут теоретическую и практическую подготовку в области новейшей техники, технологий и организации проектирования, строительства, эксплуатации, экономики и экологии железнодорожного транспорта, в том числе высокоскоростных железнодорожных магистралей.

- У нас достаточно договоров, чтобы использовать огромный научный потенциал, - говорит Александр Панычев. - Сегодня университет имеет государственную аккредитацию по всем образовательным программам до 2024 года.

Перед основателями университета нам не стыдно, мы достойно продолжаем их дело - готовим высококвалифицированных инженеров, храним традиции первого инженерного вуза. Кстати, лекало Бетанкура применяется во всех наших отраслевых вузах. ПГУПС - это история, дух, ответственность перед отцами-основателями вуза.

В юбилейные дни в ПГУПС прошел Бетанкуровский международный инженерный форум. А отмечать свое 210-летие университет начал 30 ноября с Ассамблеи выпускников. Именно они были важными гостями в день открытых дверей «Родные стены». Выпускники - а сегодня многие из них занимают высокие посты не только в «РЖД», но и в других компаниях - побывали на своих кафедрах, в лабораториях, осмотрели историческую и художественную выставки в Колонном зале.

Праздник для выпускников продолжился в Музее железных дорог России. Здесь-то они и окунулись в студенческую атмосферу. Сдавали «экзаменационную сессию» по истории, географии, черчению и даже проходили «практику проводника» в настоящем вагоне поезда. Были определены победители.

В день рождения университета, 2 декабря, делегация ученого совета вуза возложила цветы к памятнику первому ректору Августину Бетанкуру.

Основное юбилейное мероприятие - Бетанкуровский международный инженерный форум - было посвящено истории и перспективам развития транспортной отрасли и транспортного образования и прошло в Большой физической аудитории ПГУПС. Профессорско-преподавательский состав поздравил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов. Он, в частности, сказал: «Каждый год мы получаем уникальный результат вашего труда - выпускников, которые отличаются от всех остальных своей нестандартностью, креативностью, неравнодушием. И это, несомненно, заслуга преподавателей».

В пленарной дискуссии также приняли участие представители ведущих профильных вузов мира и Министерства транспорта РФ.

В тот же день к 200-летию со дня рождения Константина Николаевича Посьета (2.01.2020 г.) в Юсуповском дворце была открыта мемориальная доска. Будучи министром путей сообщения Российской империи (1874 - 1888 г.), он превратил железные дороги в единый государственный механизм, при участии Посьета были разработаны и утверждены Александром III первый общий устав железных дорог и положение о Совете железных дорог.

В рамках юбилейных мероприятий в Президентской библиотеке имени Б. Н. Ельцина также прошло заседание ученого совета ПГУПС.

#Университет #юбилей #обучение #образование

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (6582) от 05.12.2019 под заголовком «Лекало Бетанкура».


Комментарии