Лекало Бетанкура. ПГУПС императора Александра I празднует 210-летие
2 декабря 2019 года первому транспортному вузу России - Петербургскому государственному университету путей сообщения (ПГУПС) императора Александра I исполнилось 210 лет.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Испания подарила миру одного из гениев инженерного дела - Августина Бетанкура. Его жизнь связана со многими странами Европы - Испанией, Францией, Голландией, Англией. Инженерные проекты Бетанкура воплощены во многих городах России. Главным его детищем стал Институт корпуса инженеров путей сообщения (ИКИПС). В одном вузе в программе обучения таких специалистов ему удалось объединить гуманитарные, естественно-научные и технические знания.
Учрежден вуз был высочайшим манифестом императора Александра I в 1809 году. Первое объявление о приеме в институт появилось 9 сентября 1810 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости». По результатам экзаменов Бетанкур отобрал 30 человек. Церемония открытия вуза состоялась 13 ноября 1810 года.
Сегодня в университете обучаются более 26 тысяч человек по программам высшего и среднего профессионального образования. 70% студентов - из разных регионов РФ, от Сахалина до Калининграда. Свыше 11% от общего количества учащихся - иностранные граждане. Всего в ПГУПС курсы железнодорожного дела проходят представители более 40 стран.
- Память о Бетанкуре - это прежде всего преемственность. Мы были созданы, чтобы обеспечивать кадрами отрасль, и за 210 лет свои подходы не поменяли, - рассказывает ректор ПГУПС Александр Панычев (на снимке). - Одна из главных задач вуза - отслеживать запросы производства, требования наших заказчиков-работодателей к выпускникам. В нынешнем году университет заключил 130 соглашений о сотрудничестве. К примеру, с АО «Порт Усть-Луга», «Трансойл», ООО «ЛокоТех-Сервис», АО «Синара - Транспортные машины» и др. И это без учета нашего главного заказчика ОАО «РЖД» и его филиалов. Поэтому проблем с практикой студентов у нас нет. Все понимают: чтобы подготовить не просто инженера, а полезного и ценного специалиста, необходимо дать ему не только теоретические знания, но и возможность освоить рабочие специальности.
По словам ректора, университет стремится к тому, чтобы образовательные программы вуза отвечали не только сегодняшним требованиям, но и тем, которые будут предъявляться к специалистам в будущем, учитывали быстрое развитие технологий.
С этого учебного года в ПГУПС начали обучение по международной магистерской программе «Высокоскоростной железнодорожный транспорт. Инфраструктура, экономика, экология». Программа разработана в рамках европейского проекта «Эразмус+» и осуществляется международным консорциумом вузов во главе с Дрезденским техническим университетом и Мадридским политехническим университетом.
ПГУПС выступает в качестве координатора проекта по России и пилотной научно-образовательной площадки. За четыре семестра студенты пройдут теоретическую и практическую подготовку в области новейшей техники, технологий и организации проектирования, строительства, эксплуатации, экономики и экологии железнодорожного транспорта, в том числе высокоскоростных железнодорожных магистралей.
- У нас достаточно договоров, чтобы использовать огромный научный потенциал, - говорит Александр Панычев. - Сегодня университет имеет государственную аккредитацию по всем образовательным программам до 2024 года.
Перед основателями университета нам не стыдно, мы достойно продолжаем их дело - готовим высококвалифицированных инженеров, храним традиции первого инженерного вуза. Кстати, лекало Бетанкура применяется во всех наших отраслевых вузах. ПГУПС - это история, дух, ответственность перед отцами-основателями вуза.
В юбилейные дни в ПГУПС прошел Бетанкуровский международный инженерный форум. А отмечать свое 210-летие университет начал 30 ноября с Ассамблеи выпускников. Именно они были важными гостями в день открытых дверей «Родные стены». Выпускники - а сегодня многие из них занимают высокие посты не только в «РЖД», но и в других компаниях - побывали на своих кафедрах, в лабораториях, осмотрели историческую и художественную выставки в Колонном зале.
Праздник для выпускников продолжился в Музее железных дорог России. Здесь-то они и окунулись в студенческую атмосферу. Сдавали «экзаменационную сессию» по истории, географии, черчению и даже проходили «практику проводника» в настоящем вагоне поезда. Были определены победители.
В день рождения университета, 2 декабря, делегация ученого совета вуза возложила цветы к памятнику первому ректору Августину Бетанкуру.
Основное юбилейное мероприятие - Бетанкуровский международный инженерный форум - было посвящено истории и перспективам развития транспортной отрасли и транспортного образования и прошло в Большой физической аудитории ПГУПС. Профессорско-преподавательский состав поздравил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов. Он, в частности, сказал: «Каждый год мы получаем уникальный результат вашего труда - выпускников, которые отличаются от всех остальных своей нестандартностью, креативностью, неравнодушием. И это, несомненно, заслуга преподавателей».
В пленарной дискуссии также приняли участие представители ведущих профильных вузов мира и Министерства транспорта РФ.
В тот же день к 200-летию со дня рождения Константина Николаевича Посьета (2.01.2020 г.) в Юсуповском дворце была открыта мемориальная доска. Будучи министром путей сообщения Российской империи (1874 - 1888 г.), он превратил железные дороги в единый государственный механизм, при участии Посьета были разработаны и утверждены Александром III первый общий устав железных дорог и положение о Совете железных дорог.
В рамках юбилейных мероприятий в Президентской библиотеке имени Б. Н. Ельцина также прошло заседание ученого совета ПГУПС.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (6582) от 05.12.2019 под заголовком «Лекало Бетанкура».
Материалы рубрики
Бюджетная прибавка. Бесплатных мест в вузах стало больше
ГМЗ «Петергоф» отметил двадцатилетие Особой кладовой
Диалог с горожанами продолжаем. Как работает комиссия по образованию, культуре и науке петербургского ЗакСа
Дачный поселок Комарово отметит свое 120‑летие
Самое читаемое



Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.
Комментарии