Легендарный атомный ледокол «Ленин» отправили на доковый ремонт
Ровно тридцать лет назад первый в мире атомный ледокол «Ленин», построенный в городе на Неве, был выведен из состава ледокольного флота страны. И встал на вечную стоянку около мурманского морского вокзала, превратившись в плавучий музей. Для поддержания его в рабочем состоянии легендарное судно отвели недавно на доковый ремонт.

ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО
Первенец атомного ледокольного флота России, построенный по проекту ленинградского ЦКБ-15 (ныне центральное конструкторское бюро «Айсберг»), что примечательно, оставался в строю тоже тридцать лет, до 1989 года.
По решению советского правительства, работы над ним начались на «Адмиралтейских верфях» летом 1956‑го. Через полтора года, в рекордный срок, ленинградцы спустили судно на воду, запустив незадолго до этого судовые реакторы. А еще через полтора года с небольшим на атомоходе, названном в честь вождя пролетариата, был полнят государственный флаг.
Войдя в состав Мурманского морского пароходства, ледокол с ядерной силовой установкой номер один стал работать на Северном морском пути, что позволило существенно продлить там срок навигации и сократить время проводки судов. Подсчитано, что за 30 лет он прошел в арктических морях более 654 тыс. морских миль (в том числе 563,6 тыс. миль во льдах) и провел на этой трассе в районе северных портов 3,7 тыс. судов. За значительный вклад в перевозку нужных стране грузов и обеспечение северного завоза атомоход получил орден Ленина, высшую государственную награду.
А когда закончился его ресурс, этот символ использования атомной энергии в гражданском судоходстве был преобразован в ледокол-музей. На его борту теперь действует Арктический выставочный центр, а сам знаменитый атомоход обрел статус памятника культурного наследия федерального значения. Тем не менее, по российским правилам, такое судно тоже обязано проходить время от времени плановый ремонт. Делать это необходимо для его обязательного предъявления Российскому морскому регистру судоходства (РС), который выдает необходимые документы. Такое освидетельствование этот ледокол, хоть и не действующий, должен проходить каждые десять лет, пояснили представители ФГУП «Атомфлот».
В последний раз атомоход «Ленин» прошел доковый ремонт в 2013‑м. В прошлом году осуществить такую процедуру не удалось, но «Атомфлот» согласовал с РС перенос сроков освидетельствования. И вот теперь с помощью буксиров этот могучий 134‑метровый ледокол отвели от места его постоянной стоянки в один из плавучих доков, расположенных в акватории мурманского порта.
Работы в доке будут проходить почти полтора месяца, до 25 июля. За это время специалисты заново покрасят подводную часть корпуса судна, а также его надстройку и ходовую рубку. Кроме того, осмотрев корпусные цистерны и донно-бортовую арматуру ледокола, в случае необходимости они проведут их ремонт, сообщил Владимир Кондратьев, заместитель гендиректора ФГУП «Атомфлот» по технической эксплуатации флота.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (7680) от 10.06.2024 под заголовком «Легенда номер один».
Комментарии