Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Адмиралтейских верфей» отправилась на север

Полярники получили от корабелов бесценный подарок. Речь идет о судне «Северный полюс», которое буквально не с чем сравнить — ничего подобного никто в мире еще просто не строил. Ведь это не обычное судно и не классический ледокол, а плавучая обсерватория, при сооружении которой петербуржцы применили целый ряд нестандартных инженерных решений. И вот усилия работников «Адмиралтейских верфей» увенчались успехом. Их детище, ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) проекта 00903, на которой был поднят Государственный флаг РФ, отправилась на днях в первый свой рейс — на север.

Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Адмиралтейских верфей» отправилась на север | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Конечно, государству этот первенец научного флота нового поколения обошелся в круглую сумму. Но тут даже самый закоренелый скептик согласится: многомиллиардные затраты того стоили. С помощью ЛСП полярники возобновят непрерывное исследование арктических морей. Только уже без дрейфующих станций, применять которые из‑за глобального потепления стало опасно. Изучать акваторию Северного Ледовитого океана ученые будут, дрейфуя на вмороженной в лед новой платформе.

«В 1959 году «Адмиралтейские верфи» построили первый в мире атомный ледокол «Ленин», открывший новую эпоху в мировом судостроении, — напомнил на церемонии поднятия флага главный инженер предприятия Андрей Веселов. — Принципиально новым шагом в развитии отечественного арктического флота стала и работа над ЛСП в интересах российской науки»

Наша газета уже рассказывала об особенностях этого беспрецедентного проекта. Но он столь необычен, что описывать многочисленные его фишки можно долго. Некоторые из них отметили специалисты, благословившие платформу на плавание и пожелавшие ей традиционные семь футов под килем.

Так, Руслан Шереметьев, главный строитель кораблей «Адмиралтейских верфей», обратил внимание на яйцевидную форму корпуса судна (очертаниями оно похоже на кашалота), высота которого от киля до верхушки средней мачты сопоставима с «ростом» 13‑этажного дома (42,5 метра). По словам специалиста, такой корпус позволит «жить во льдах» без риска испытывать негативные последствия их «объятий». А по водоизмещению (10,4 тыс. тонн) это могучее судно можно сравнить, например, с современным боевым крейсером.

Стоит сказать и о конструкции платформы. Один лишь пример: отказавшись от стандартной схемы гребного электродвижения, создатели судна применили, дабы выиграть в надежности, особый винторулевой комплекс с прямым приводом от редуктора и главного дизеля. И таких изюминок здесь действительно много.

«Благодаря этому судну, — отметил глава Росгидромета Игорь Шумаков, — мы будем получать с Северного полюса достоверную и полную информацию, что очень важно для изучения климата, льдов, прокладки маршрутов по Севморпути и обеспечения гидрометеобезопасности нашей страны».

А сроки выполнения заказа разве типичны? В апреле 2018‑го петербуржцы подписали с Росгидрометом контракт. Год спустя, после модельных испытаний, которые велись в ледовом бассейне Арктического и Антарктического НИИ, приступили к работам по строительству судна в рамках гос­программы социально-экономического развития Арктической зоны РФ. В декабре 2020‑го, несмотря на пандемию, спустили платформу на воду, а через полтора года, в День полярника, уже вывели ее на испытания.

Успешно пройдя их, судно переместилось в Большой порт Санкт-Петербурга, где получило горючее и продовольствие (считается, что его автономность по запасам топлива достигает двух лет). А после дозагрузки вместе с участниками экспедиции «Северный полюс-41» взяло курс на Мурманск, откуда отправится в район Новосибирских островов. То есть к исходной точке исследовательского маршрута.

Ожидается, что, прибыв туда в середине сентября — местами по чис­той воде, а где‑то по тонкому льду, — ЛСП будет вморожена в ледяное поле и начнет дрейфовать с ним, превратившись в уютную плавучую «академию». Там же, на подходящей льдине полярники развернут научный лагерь, но некоторые исследования (геологические, акустические, геофизические, океанографические и другие) будут проводить непосредственно на борту судна, где размещено полтора десятка лабораторий. По графику, эти работы должны стартовать в начале октября.

Кое-что из нового оборудования сотрудники ААНИИ протестировали перед этим на полевой базе института «Ладога». Они проверили, в частности, метеорологический комплекс, который необходим для непрерывного замера атмо­сферного давления, температуры и влажности воздуха на высоте два и восемь метров. Эти парамет­ры высветят динамику изменений приледного слоя атмосферы на ее внешних границах и в толще морского снежно-ледяного покрова.

«Исследования на ЛСП помогут изучать природную среду Арктики комплексно, — пояснил директор ААНИИ Александр Макаров, — от дна Северного Ледовитого океана на глубине около 4 тысяч мет­ров до верхних слоев атмосферы. Для этого платформа оснащена самым современным оборудованием, а в ее корпус встроены датчики, учитывающие воздействие от сжатия льда, для обеспечения прогнозами навигации на Севморпути. Ведь с возрастанием грузопотока в арктических морях роль гидрометеорологического обеспечения заметно растет. Эффективность проводок влияет на энергозатраты, а от этого зависит конечная стоимость грузоперевозки».

Улучшение качества ледовых и погодных прогнозов на трассе Севморпути, впрочем, не единственная задача экспедиции. ­Программа работ предусматривает также исследования, направленные на продвижение фундаментальной науки, в чем заинтересованы порядка сорока академических и отраслевых организаций России, отметил глава института. А без ЛСП «Северный полюс», уплывшей в «премьерный» рейс и вошедшей в состав научно-экспедиционной флотилии петербургского ААНИИ, сделать это было бы невозможно.


#полярники #судно #ЛСП

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 168 (7251) от 09.09.2022 под заголовком ««Кашалот» в объятиях льдов».


Комментарии