Кризис микрочипов сдерживает развитие мировой автоиндустрии

В историю автомобильной отрасли 2021 год вошел под знаком дефицита проводников. По прогнозам экспертов, развитие кризиса микрочипов останется главным сдерживающим фактором развития всей мировой автоиндустрии и в новом, 2022-м, году.

Кризис микрочипов сдерживает развитие мировой автоиндустрии | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Одной из причин кризиса стала недальновидность самих автогигантов. Во время первой ковидной волны 2020 года многие из них на фоне снижения спроса пересмотрели планы производства и отменили часть заказов электроники. Образовавшиеся места в пуле производственных мощностей заняли предприятия других сфер — преимущественно производители мобильных телефонов. Спрос на автомобили быстро восстановился, однако привести в порядок прежние цепочки поставок удалось не всем.

Теперь в мировом автопроме наблюдается катастрофическая нехватка электронных компонентов. Некоторые компании вынуждены пересматривать комплектации моделей и предлагать их упрощенные варианты, лишенные некоторых базовых опций. Среди инновационных комплектующих часто недоступны некоторые модификации фар, обогрев лобового стекла, камеры кругового обзора, пневмоподвеска, дисплеи и даже беспроводная зарядка.

«Ко всему прочему добавилась сильная централизация рынка, — объясняет ситуацию эксперт маркетплейса «Банкавто» Сергей Власов. — Так, в Азии сегодня находится примерно две трети всех заводов, производящих полупроводники. Только на долю TSMC и Samsung приходится около 75% мирового рынка. В сложившихся условиях дефицита азиатский рынок по своему желанию «выкидывает» на продажу партию электроники, а «узкое место» в недостаче компонентов обосновывает любой рост цен. Осенью TSMC анонсировал зимнее повышение цен: на 20% вырастет стоимость микросхем «попроще» и на 10% — более современных вариантов. Свои ценники уже переписал и другой полупроводниковый гигант Samsung Electronics. Очевидно, что в 2022 году на фоне сохраняющегося кризиса компонентов нас ждет очередное их удорожание».

Согласно прогнозу The Boston Consulting Group, мировой дефицит компонентов приведет к сокращению производства автомобилей на ­ 7–9 млн машин по итогам 2021 года. Это в свою очередь эффектом домино ляжет на все сферы автобизнеса.

«В России минувшим летом государство впервые разрешило не устанавливать комплексы ЭРА-ГЛОНАСС, — отмечает Сергей Власов. — Машины без системы слежения сейчас ставят на специальный учет, чтобы впоследствии дооснастить за счет производителей. Некоторые модели LADA лишились мультируля и магнитолы по той же причине дефицитной электроники. При этом, по оценкам аналитиков, доля полупроводников, произведенных в РФ, не превышает и 0,5% от общемирового объема. Что касается конкретно автомобильной электроники, то 90% необходимых полупроводников у нас импортного производства. Чиновники считают, что мировой дефицит автоэлектроники формирует возможности для создания в России собственных предприятий. Однако здесь важна роль инвестиций, которые ориентируются на благоприятные долгосрочные прогнозы, а таких прогнозов нет.


#производство #развитие #кризис

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 3 (7086) от 12.01.2022 под заголовком «Кризис микрочипов».


Комментарии