Корабелы Петербурга и Ленобласти ждут поддержку от властей

Доля зарубежного оборудования на траулерах, краболовах и ярусоловах, строящихся в России, пока высока, однако работа по обновлению рыбопромышленного флота за счет масштабной госпрограммы «квоты под киль» идет активно. Вовлечены в нее и многие верфи Петербурга и Ленобласти, причем на их долю приходится значительная часть тех заказов, выполнить которые, учитывая санкции, будет непросто. Федеральная власть, помогая отрасли, продлила сроки реализации инвестпроектов по строительству таких судов на два года, корабелы воодушевились, но рассчитывают и на другие серьезные меры поддержки, чтобы работа не встала.

Корабелы Петербурга и Ленобласти ждут поддержку от властей | ФОТО Pexels

ФОТО Pexels

«Гандвик» и два «Капитана»

Недавно в Петербурге, пусть и с некоторым отставанием, но были введены в строй новые современные суда — ярусолов «Гандвик-1», морозильные траулеры «Капитан Вдовиченко» и «Капитан Соколов».

Рыбопромысловый флот России, в состав которого входят сегодня без малого 1,3 тыс. судов (в пять-шесть раз меньше, чем в советскую пору), понемногу обновляется. Что само по себе важно, поскольку средний их возраст превышает сегодня тридцать лет (по крайней мере на Дальнем Востоке, где сосредоточено 70 % этого флота), а по некоторым типам судов он и того больше.

Обновляется флот медленно. Но хорошо уже то, что этот сегмент гражданского судостроения вообще стал возрождаться. Ведь большинство отечественных судов, предназначенных для вылова рыбы, строили раньше на зарубежных верфях: в Финляндии, Германии и Польше. Корабелы начали восстанавливать компетенции. А некоторые их детища по уровню безопасности и экологическим требованиям уже соответствуют высоким мировым стандартам.

Получая такие гражданские заказы, судостроители постигают эту науку на ходу. Петербуржцы не исключение, хотя им полегче: ни в одном другом регионе страны нет столько «крепких» КБ и исследовательских отраслевых центров, как в городе на Неве. Но результат у всех одинаков. Сроки сдачи рыболовных судов, особенно головных, начали «провисать» не в пандемию, а еще до нее.

Последнее слово науки

«На старте реализации программы инвестквот отечественным верфям не хватало компетенций, — признают в Росрыболовстве, куда «Санкт-Петербургские ведомости» обратились за комментарием. — Ведь речь идет о крупнотоннажных высокотехнологичных судах с рыбоперерабатывающими фабриками на борту, при создании которых потребовался опыт иностранных коллег».

По данным этого федерального агентства, на первом этапе выполнения госпрограммы «квоты под киль» в стране было заключено 88 договоров на строительство 105 судов — включая 41 краболов. На сегодняшний день только девять из них ведут промысел рыбы, а 70 судов (38 рыбопромысловых и 32 краболова), то есть львиная доля, находятся в разной степени готовности. К строительству остальных верфи даже не приступали. Что с учетом вышесказанного, в общем‑то, объяснимо. Современное судно, оснащенное автоматизированными системами и электроникой, воплощает в себе последние достижения науки и техники, — какая уж тут спешка?

Ну а пандемия добавила головной боли, ослабив логистические связи и нарушив бизнес-цепочки. Верфи также стали испытывать сложности с привлечением зарубежных специалистов, участвовавших в монтаже, скажем, финских двигателей или немецких валогенераторов. Пусть с некоторым опозданием, но оборудование все же приходило. И тут на тебе, новый «шторм»: на отрасль обрушились санкции, усугубившие без того непростую ситуацию.

Рыболовному судостроению, конечно, придется нелегко в условиях, когда до 70 % комплектующих связаны с импортными поставками, попавшими под ограничения или запрет. Однако повода бить в колокола федеральные чиновники не видят. Работа по обновлению рыбопромышленного флота России, несмотря ни на что, будет продолжена, отметил не так давно глава Росрыболовства Илья Шестаков, будучи на петербургской «Северной верфи» по случаю спуска на воду траулера-процессора «Капитан Брейхман».

Аналоги брендов

Сотрудники Росрыболовства, комментируя положение дел (в ответ на запрос нашей газеты), рассуждают довольно осторожно. Мол, по некоторым позициям «определенные сложности», безусловно, имеются. Это и судовые энергетические установки, и пропульсивные установки, и рыбоперерабатывающие фабрики зарубежного производства, которым необходимо искать замену. «Представители Росрыболовства, Минпромторга РФ и отраслевого сообщества создали рабочую группу, которая ведет поиск решений по замещению недостающих комплектующих, — говорится в сообщении федерального агентства, направленном в адрес «Санкт-Петербургских ведомостей». — Прорабатывается возможность закупки необходимых комплектующих у китайских парт­неров или через механизм параллельного импорта, а также у отечественных производителей».

По предложению Росрыболовства было принято постановление правительства РФ о продлении срока строительства рыболовных судов на два года и отмене штрафов за неизбежный срыв договорных обязательств. Этого времени хватит, чтобы перейти на отечественные и китайские аналоги западного оборудования, считают чиновники.

Некоторые эксперты в этом сомневаются: отсрочка невелика. За пару лет, говорят они, предприятия России вряд ли освоят выпуск аналогов мировых брендов. При этом общий объем заказанного у зарубежных компаний и частично оплаченного оборудования для таких судов оценивается более чем в 140 млрд рублей. Такую цифру привел, выступая на одном из правительственных совещаний, вице-премьер Денис Мантуров, глава Минпромторга РФ. Власть поможет заводчанам расширить номенклатуру отечественных изделий, в которых эта отрасль остро нуждается. Предстоит также переделывать проекты серийных судов, если работа по ним не началась. Деньги, необходимые на перепроектирование (7 млрд рублей), вице-премьер предложил выделить из федеральной казны.

Первой была «Русь»

Но и этого мало, добавляют эксперты. Так, Алексей Осинцев, руководитель Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота, предложил снизить требования к сертификации новых отечественных судовых изделий и упростить ввоз в нашу страну компонентов азиатского производства. Он также считает, что правительству нужно выделить средства на докапитализацию принадлежащих государству верфей (такой шаг тоже рассматривается).

А сами верфи тем временем будут ждать помощи «сверху»? Ничего подобного, у многих есть слабые места, покончить с которыми они в состоянии, убежден Герман Зверев, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников. Например, оптимизировать производство, смелее внедряя цифровые инструменты, и устранить нехватку квалифицированных кадров. Для петербургских верфей такие предложения более чем актуальны. Так, «Северная верфь», напомним, строит для холдинга «Норебо» десять траулеров-процессоров проекта 170701. А Русская рыбопромышленная компания должна получить от «Адмиралтейских верфей» десять преогромных, 108‑метровых, морозильных траулеров.

Весомый портфель подобных заказов имеют и верфи Ленобласти. Выборгский судозавод строит три кормовых морозильных траулера-великана одного проекта и два аналогичных другого. Серию новейших траулеров сооружает и ленинградский судостроительный завод «Пелла», ставший «автором» первого ­отечественного краболова «Русь», который продолжает строительство судов этого проекта 03070 для Дальнего Востока.

Между тем рыбопромысловый флот России со своими задачами на сегодня справляется. По данным Росстата, в январе — апреле этого года экспорт рыбы и морепродуктов на рынки стран, не входящих в ЕАЭС, составил 739,4 тыс. тонн (1,8 млрд долларов), почти на 20 % больше, чем за тот же период 2021 года. Часть продукции Росрыболовство (точнее, созданный там оперативный штаб) переориентирует на внутренний рынок, продолжая наращивать темпы производства аквакультуры. По сведениям отраслевой системы мониторинга, общий объем добычи водных биоресурсов в первом полугодии 2022‑го превысил 2,3 млн тонн, что на 5,8 % больше прошлогоднего показателя за такой же период.


#корабелы #верфи #поддержка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 147 (7230) от 11.08.2022 под заголовком «Корабелы выходят из шторма».


Комментарии