Контрафактные сорняки. Как бороться с нелегальной продукцией?
Проблема с нелегальной продукцией особенно обострилась в период пандемии, и власти в очередной раз решили объявить ей войну. И в очередной раз в успех этой войны верится с трудом. Пока солидные чиновники и представители бизнеса на площадке ПМЭФ-2021 рассуждали о необходимости ужесточения ответственности и совершенствования законодательства, в реальной уличной жизни ростки контрафактных «сорняков» прорываются повсюду.
ФОТО Замира УСМАНОВА/ТАСС
Всероссийская «Апрашка»
Чтобы приобрести нелегальную продукцию в Петербурге, далеко ходить не надо. Левые сигареты можно купить в окрестностях станций метро, где часто можно встретить припаркованные к пешеходным зонам легковушки с установленными импровизированными складными прилавками, которые в случае «тревоги» можно быстро убрать в машину.
Игрушки сомнительного происхождения и галантерея с логотипами известных мировых брендов и едким химическим ароматом ждут покупателей на каждом втором прилавке Апрашки и в частных магазинчиках экономкласса, которые сегодня плодятся в геометрической прогрессии.
Обувь и верхнюю одежду предлагают популярные у петербуржцев старшего поколения однодневные «финские ярмарки», на которых ширпотреб из Китая и Турции продают под видом дорогостоящей одежды европейского производства. Еще более широкий ассортимент контрафакта представлен на просторах Интернета.
Незаконный оборот промышленных товаров уже давно превратился в одну из ключевых проблем российской экономики. Новыми факторами роста нелегального оборота стали пандемия COVID-19, падение реальных доходов населения, переход потребителей в сферу интернет-торговли и увеличение объема поставок контрафакта и фальсификата из стран Азии.
В России от нелегальной торговли только табачной продукцией бюджет теряет до 100 млрд рублей ежегодно. Среди других отраслей, наиболее подверженных проблеме нелегального оборота, – детские игрушки (около 35%), одежда и обувь (29), автозапчасти (20), мелкая потребительская электроника и аксессуары, включая наушники, зарядки, чехлы (17,5%).
Перекур «по-серому»
Одна из самых болезненных сфер в этом плане – табачные изделия. По данным первого вице-президента международной ассоциации «Антиконтрафакт» Байсолта Хамзатова, крупнейшими каналами оптовой продажи контрафакта остаются Москва и Петербург, где товар приобретается для последующей продажи на розничных рынках, в торговых центрах, а также в интернет-магазинах по всей стране. В прошлом году сигареты стали самым ходовым нелегальным товаром в российском Интернете: объем нелегального онлайн-рынка табачной продукции и электронных сигарет в Рунете в 2020 году превысил 500 млн рублей. При этом, согласно опросу ассоциации, 82% представителей молодого поколения покупали контрафактную продукцию, а 69% из них и дальше планируют ее приобретать.
«Ежегодно федеральный бюджет теряет около 100 млрд рублей от нелегального оборота табачных изделий, – констатировал гендиректор субрегиона Россия, Центральная Азия и Белоруссия группы «БАТ» Фарук Енер. – Сегодня Россия находится на 2-м месте в абсолютном выражении после Бразилии по количеству проданных нелегальных сигарет. Сейчас в нашей стране уже около 6 миллионов потребителей курят нелегальные сигареты, и на сегодняшний день доля серого рынка составляет более 10%. Это цифра может еще вырасти к концу этого года, когда новые акцизные меры полностью отразятся на ценообразовании».
При этом участники рынка указывают на огромные потери для экономики. По их расчетам, если нам долю «серого» товара удастся сократить до 1%, это будет означать рост легального рынка на 200 млрд рублей, а также появление тысяч дополнительных рабочих мест и рост ВВП на 0,2%. Хотя с этими оценками можно поспорить: нелегальные сигареты ведь тоже кто-то производит. Так что реально от контрафакта страдает скорее недополучающий налоги бюджет.
По мнению вице-президента по корпоративным вопросам аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Сергея Слипченко, решить проблему нелегального оборота табачных изделий можно только комплексным путем.
«Во-первых, необходимо устранить экономические причины нелегальных перетоков, – уверен эксперт. – Кратная разница в ставках акцизов в странах ЕАЭС, доходящая до 90%, является главной экономической предпосылкой для роста контрабанды. При этом проблема охватывает не только традиционную, но и новую никотиносодержащую продукцию. По нашим данным, в марте 2021 года доля нелегальных табачных стиков для нагревания только с нашим товарным знаком составляла порядка 5%. Во-вторых, требуется усиление контрольно-надзорной деятельности. Мы надеемся, что недавно стартовавший эксперимент по цифровой маркировке отдельных видов никотиносодержащей продукции (включая табачные стики) поможет снизить объемы незаконного оборота никотиносодержащей продукции, поступающей в Россию из стран ЕАЭС».
Маркируем все
Главным инструментом в борьбе с контрафактом и фальсификатом должна стать система маркировки. По данным Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), в государственной системе маркировки зарегистрировались более 500 тысяч участников. Из них более 300 тысяч – индивидуальные предприниматели и почти 200 тысяч юридических лиц.
«Мы рассчитываем, что по мере развертывания система маркировки табака и легкой промышленности будет способствовать «обелению» рынка», – подчеркнул статс-секретарь – заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов.
«Контрафакт – серьезная проблема, и система маркировки – один из самых эффективных способов ему противостоять, – подтвердил председатель совета директоров ЦРПТ Михаил Дубин. – За два года в систему маркировки вошли 12 товарных групп, они составляют примерно 12% от несырьевой части ВВП страны. Единая платформа сбора данных создает цифровой двойник отрасли – им уже пользуются государство, бизнес и потребители».
Михаил Дубин подчеркнул, что система маркировки выгодна всем: бизнесу она помогает оптимизировать производственные процессы, потребителю – проверить качество товара и его характеристики через приложение «Честный знак» и отправить жалобу в контрольно-надзорные органы. На текущий момент приложением уже пользуются 3,5 млн человек.
Напомним, что система маркировки постепенно охватывает все новые сферы. С 1 июня 2021 года маркировка стала обязательной для производителей молочной продукции (сыр, мороженое и различные виды пищевого льда с содержанием какао или без него). С 1 сентября 2021 года – для остальной молочной продукции сроком годности более 40 дней. С 1 декабря 2021 года – для продукции сроком годности менее 40 дней.
Также 1 июня был завершен эксперимент по маркировке воды. В нем приняли участие 319 производителей, выпускающих от 60 до 36 000 единиц продукции в час. Помимо этого проводятся эксперименты по маркировке пива и пивных напитков, бутилированной воды, БАД, велосипедов и кресел-колясок.
На данный момент обязательной маркировке подлежат товары фармацевтической, табачной, меховой, обувной, парфюмерной отраслей, фотокамеры, автомобильные шины и продукция легкой промышленности. На текущий момент в категориях легкой промышленности и обуви в России уже промаркировано свыше 4 млрд единиц товаров. По словам заместителя гендиректора ЦРПТ Веры Волковой, на обувную продукцию приходится 2,46 млрд кодов, а на легпром – 1,57 млрд.
Еще один товарный сегмент, который славится проблемой контрафакта, – игрушки. Чаще всего подделывают лицензионные игрушки, созданные по мотивам мультфильмов и брендов. 58% покупателей не могут отличить реплики от продукции настоящего бренда, при этом именно подделки несут основную угрозу здоровью. С учетом этого Минпромторг России прорабатывает предложение о введении цифровой маркировки игрушек.
А вот в отношении электронной продукции вопрос контрафакта касается только светотехнической продукции и изделий электронной компонентной базы. Остальную продукцию подделать сложно, и зачастую это не имеет экономического смысла, так как большая часть электроники является подключенной к Интернету, где ее подлинность проверяется самим производителем. Поэтому основной задачей в этой связи является формирование целостной системы предотвращения попадания на российский рынок электронной продукции и компонентов, созданных с использованием низкокачественного сырья и материалов, на базе устаревших технологий.
Без стратегии никуда
Еще один инструмент для снижения на рынке доли контрафакта в марте этого года ввела международная ассоциация «Антиконтрафакт» при поддержке экспертного совета при государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. А именно: была запущена «горячая линия» «Антиконтрафакт» с единым федеральным номером 8 (800) 333-5-112. До конца года она заработает круглосуточно на всей территории России.
И все же пока всех этих мер недостаточно. Минпромторг рассчитывает на то, что правительство уже в ближайшее время утвердит разработанный ведомством план реализации стратегии по борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции до 2025 года.
В стратегии определены приоритетные отрасли для наблюдения. Среди них легкая и пищевая промышленность, фармацевтика, авто- и авиапром, индустрия детских товаров, химическая промышленность.
Мониторингу также подлежат электронная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение и народные художественные промыслы. Планируется также усилить защиту интеллектуальной собственности, создать национальный центр компетенций, который займется анализом ситуации в этой сфере.
Стратегия предполагает внедрение электронных сервисов для потребителей, а также сближение национального законодательства в этой области с нормативной базой стран Евразийского экономического союза.
Словом, военная кампания против контрафакта ведется по всем правилам: с тактикой и стратегией, массированными бомбардировками и с применением современного оружия. Вот только опыт говорит о том, что победного конца в этой войне не будет и на нашей вечной «Апрашке» по-прежнему можно будет купить любой «Адибас»...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (6948) от 21.06.2021 под заголовком «Контрафактные сорняки».
Комментарии