Консерваторы опять на коне. В Польше состоялись парламентские выборы

13 октября в Польше состоялись парламентские выборы. Они проходили в острой борьбе противоборствующих сторон и завершились победой находящейся у власти партии «Право и справедливость» (ПиС).

Консерваторы опять на коне. В Польше состоялись парламентские выборы |

Экономика как аргумент политики

Говоря о закономерности нового успеха польских правых, следует иметь в виду прежде всего «материальные» причины. А именно - успешные социально-экономические показатели развития страны. Польская экономика даже в самый разгар глобального финансово-экономического кризиса демонстрировала положительные индикаторы. А с тех пор как в 2015 году ПиС вернулась к власти, эта тенденция была в еще большей степени подтверждена.

Да, по сравнению с более богатыми государствами Западной Европы Польша с ее валовым внутренним продуктом на душу населения в 12 тысяч евро - далеко не самая процветающая страна ЕС. Но отметим, что польская экономика в последние годы показывает стабильный и высокий рост (в 2017-м - 4,6% ВВП), безработица продолжала последовательно сокращаться и составляет сейчас всего 5% от трудоспособного населения, инфляция не превышает двух процентов.

Международные эксперты не без основания утверждают: после присоединения в 2004 году к ЕС польская экономика может рассматриваться чуть ли не как наиболее динамичная во всем Евросоюзе. Внутренний спрос, покупательная способность и прямые иностранные инвестиции растут с каждым годом. На период с 2014-го по 2020 год из разных фондов и структур ЕС должно быть выделено до 100 миллиардов евро на совершенствование социально-экономической сферы Польши. А это новые дороги, коммуникации, социально-культурные объекты, новые рабочие места.

Безусловно, в пользу нынешней «партии власти» сыграл и тот факт, что консервативное правительство в последние четыре года проводило достаточно энергичную социальную политику. Были установлены неплохие пособия для семей при рождении второго ребенка, снижен возраст выхода на пенсию (для мужчин он теперь с 65 лет и с 60 лет для женщин), повышена минимальная зарплата. Притом что в стране у власти находится правое правительство, в этом году начал действовать закон об отмене подоходного налога для молодых поляков до 26 лет. Польша сейчас лидирует также по числу городов с бесплатным общественным транспортом.

Но все-таки в целом доходы местных жителей достаточно скромные. Недаром же за последние два десятилетия страну в поисках лучшей доли покинули свыше двух миллионов человек. Однако это не привело к гибельным последствиям для национальной экономики. Ведь взамен за последние пять лет в Польше появилось около миллиона трудовых мигрантов с Украины. Как отмечает председатель Польского союза предпринимателей и работодателей Цезарь Казимирчак, «без украинцев нашу экономику ждала катастрофа»...

Признаки «правизны»

Убедительная победа ПиС свидетельствует о том, что эта партия располагает широкой электоральной поддержкой. Действительно, польский консерватизм имеет самую широкую социальную и электоральную базу. Причем даже не столько в буржуазной среде, сколько среди рабочих, независимых фермеров, жителей малых и средних городов, ремесленников, пенсионеров, социально зависимой от государства части общества. Это те категории людей, которые разделяют идеологию создавших ПиС братьев Леха и Ярослава Качиньских - консерватизм, традиционализм, антикоммунизм, ставка на семейные ценности, национальный патриотизм.

Во внутриполитической жизни польский консерватизм с 2015 года проявляется по-разному. Правящая партия выступила с предложениями сократить численность депутатского корпуса, увеличить срок уголовных наказаний за тяжкие преступления, жестче бороться с коррупцией (Антикоррупционное бюро располагает большими полномочиями), осуществлять антикоммунистическую люстрацию.

Идея фикс правящей партии - системная судебная реформа, механизмы проведения которой были раскритикованы не только либеральной оппозицией, но и инстанциями ЕС, усмотревшими в этой реформе «явный риск тяжелых нарушений» ценностей демократии и свободы. Тем не менее правоконсервативное большинство по факту проигнорировало мнение Брюсселя и судебную реформу продолжило. Она привела к изменению полномочий и компетенций конституционного трибунала, генеральной прокуратуры, ординарных судов и высшего суда. Очевидно, что после реформы судебный корпус, весьма оппозиционный до этого курсу ПиС, заметно потерял свою независимость.

Консерватизм во внутриполитической сфере проявляется также в твердом неприятии правящей партией абортов и однополых браков. Как заметил председатель ПиС Ярослав Качиньский, которого эксперты считают одним из самых влиятельных в стране людей, «утверждение гомосексуализма привело бы к завершению цивилизации. Мы не согласимся с этим».

Еще одним признаком «правизны» ПиС, играющим, к слову, очень важную роль в Альянсе европейских консерваторов и реформистов, является жесткая практика польской власти по отношению к беженцам и иммигрантам из неевропейских стран. Именно Польша выступает главным антииммигрантским локомотивом в Центральной и Восточной Европе. Несмотря на не раз наложенные на страну европейские квоты по размещению беженцев из конфликтных стран юга, Варшава последовательно отказывается от подобной перспективы. Но с учетом национально гомогенного, находящегося под влиянием правых идей и католицизма населения (во всяком случае большей его части) действия исполнительной власти здесь созвучны общественному мнению.

Ставка на США и НАТО

По-разному складываются у России отношения с «правыми» странами в современной Европе, но именно польский консерватизм принадлежит к одному из наиболее антироссийских направлений. Несмотря на то что местные товаропроизводители несут серьезный ущерб от участия в санкциях против РФ, являющейся третьим по значимости поставщиком товаров в Польшу, Варшава настаивает на продолжении таких мер.

Лидеры ПиС любят порассуждать о неоимперских амбициях Российского государства, о том, что РФ угрожает свободе и независимости восточноевропейских государств. Но тут не стоит забывать: сами польские консерваторы в последние годы немало сделали для того, чтобы отношения двух стран еще более деградировали. В качестве примеров здесь можно назвать массовый снос памятников красноармейцам, освобождавшим от нацизма Польшу, и отказ от упрощенной системы въезда для жителей Калининградской области и соседних польских территорий.

Конечно, «антиимпериализм» польского руководства нельзя назвать принципиальным, если учесть, что Польша, пожалуй, главный союзник США в Восточной Европе. Именно отношения с Соединенными Штатами и активное участие в НАТО являются главной осью польской внешней политики. Президент Анджей Дуда, также представляющий ПиС, утверждает, например, что «армия США всегда была гарантией безопасности Европы». Пожалуй, какой региональный конфликт в мире ни возьми, польская дипломатия неизменно выступает на стороне своего главного союзника по Атлантическому альянсу. В свою очередь американские и натовские базы располагаются на территории Польши, причем совсем недавно была достигнута договоренность об увеличении военнослужащих на них.

Уже полтора десятилетия Польша является членом ЕС, но по многим серьезным и важным вопросам (институциональные преобразования, внешняя политика, финансовая кооперация, внутриполитические процессы в самой республике) точка зрения Варшавы и Брюсселя далеко не идентична. Внутри ЕС Польша в известной степени рассматривает себя в качестве «рупора» восточноевропейских стран, играет решающую роль в Вишеградской группе. Но вот на «постсоветском» направлении особо говорить об успехах польской внешней политики не приходится; и не только сквозь призму польско-российских взаимоотношений. Притом что Варшава деятельно поддержала свергнувших Януковича политиков на Украине, сами польско-украинские отношения в силу исторических моментов (память о «волынской резне») далеко не беспроблемные. Попытки перезагрузки отношений с Белоруссией также оправдали себя лишь частично.

А что же оппозиция?

Воскресные парламентские выборы подтвердили, что ПиС остается одной из самых сильных правящих консервативных партий в Европе. Если четыре года назад партия Ярослава Качиньского добилась победы на выборах в парламент с 37,6% голосов, то на этот раз, по предварительным данным, ПиС набрала 43,8% голосов, что еще больше расширит представительство ведущей правой партии Польши в нижней палате парламента. Правда, в сенате - верхней палате - большинства у ПиС уже не будет: в стоместном органе у правительственной партии осталось 48 членов.

Значительная часть избирателей, представляющая самые разные социальные слои и регионы, с одобрением восприняла предвыборную программу ПиС, предусматривающую льготы для малых предприятий, обязательную выплату трудящимся начиная с 2021-го по итогам года тринадцатой и даже четырнадцатой зарплаты, введение диспансеризации для граждан с 40 лет, строительство ста кольцевых дорог и т. д. Глава ПиС Ярослав Качиньский уже подтвердил, что новое консервативное правительство вновь возглавит 51-летний экономист и историк Матеуш Моравецкий, который с декабря 2017 года уже находится во главе кабинета.

А что же оппозиция? Вероятно, она могла бы одолеть ПиС, если бы объединила свои силы, но этого не произошло. Итоги выборов показали, что правившая страной до 2015 года правоцентристская «Гражданская платформа», получившая, к слову, широкую внешнюю поддержку (например, со стороны скоро уходящего со своего поста главы Европейского совета Дональда Туска), хоть и остается самой влиятельной оппозиционной силой, но выступила весьма неубедительно. Если четыре года назад ГП имела почти 25%, то на сей раз уже в рамках «Гражданской коалиции» (ГК), куда вошли несколько либеральных партий, «Гражданская платформа» и союзники набрали лишь 27,2% голосов. Правда, в сенат коалиция сумела провести 43 человека, что сделает ее влияние в верхней палате парламента достаточно весомым.

Вероятно, серьезным препятствием для ГК стала конкуренция со стороны другого центристского списка - «Польской коалиции» (ПК), за которую проголосовали 8,6% избирателей, что обеспечило этому объединению итоговое четвертое место.

После парламентских выборов в сейм спустя четыре года вернутся левые силы. Социал-демократическая коалиция «Левица» («Левые») заняла общее третье место, набрав 12,5% голосов. Однако в целом польское общество продолжает оставаться достаточно «правым». О чем свидетельствует не только безоговорочная победа ПиС и статус входящей в Европейскую народную партию ГП как «второй партии» страны, но и прохождение в сейм откровенно националистической и прокатолической конфедерации «Свобода и независимость» (6,8% голосов).

#Польша #политика #выборы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (6549) от 18.10.2019 под заголовком «Консерваторы опять на коне».


Комментарии