Конец кризиса? Вступило в силу соглашение о сирийском перемирии в Идлибе

В минувший четверг Путин и Эрдоган в ходе телефонного разговора, состоявшегося по инициативе российской стороны, остановились на проблемах в Идлибской зоне деэскалации, сообщила пресс-служба Кремля. «Обсуждены вопросы, связанные с реализацией договоренностей, достигнутых в ходе российско-турецкой встречи на высшем уровне в Москве 5 марта. С удовлетворением отмечено существенное снижение напряженности в Идлибской зоне деэскалации», - говорится в сообщении.

Конец кризиса? Вступило в силу соглашение о сирийском перемирии в Идлибе | Иллюстрация TonelloPhotography/shutterstock.com

Иллюстрация TonelloPhotography/shutterstock.com

Лидеры РФ и Турции подтвердили важность продолжения плотной совместной работы, прежде всего по линии министерств обороны, для устойчивого режима прекращения боевых действий и дальнейшей стабилизации обстановки. Накануне министр обороны России Сергей Шойгу обсуждал урегулирование ситуации в Идлибе с министром обороны Турции Хулуси Акаром. Путин и Эрдоган также условились и впредь поддерживать регулярный диалог на различных уровнях, включая личные контакты.

Напомним, что ситуация в Идлибе обострилась после того, как 27 февраля террористы «Хайят Тахрир аш-Шам» (организация, запрещенная в РФ) начали крупномасштабное наступление на позиции сирийских правительственных войск. Армия САР открыла ответный огонь. По информации Минобороны РФ, обстрелу подверглись в том числе турецкие военные, которые не должны были там находиться. В результате погибли 36 военнослужащих армии Турции, ранения получили более 30 человек. Сразу после получения информации о пострадавших турецких военных российская сторона приняла меры для полного прекращения огня сирийскими войсками, была обеспечена безопасная эвакуация погибших и раненых турецких военнослужащих на территорию Турции. В Минобороны РФ подчеркнули, что авиация ВКС РФ в этом районе не применялась.

Ранее глава МИД России Сергей Лавров заявлял, что Турция не смогла выполнить несколько ключевых обязательств для решения проблем вокруг сирийского Идлиба. В частности, она не отмежевала ту часть вооруженной оппозиции, которая готова к диалогу с сирийским правительством в рамках политического процесса, от террористов. Так, в российско-турецком меморандуме от 18 сентября 2018 года, согласованном по итогам встречи президентов Путина и Эрдогана, говорилось о сохранении статус-кво по присутствию турецких военных, но при условии вывода из Идлибской зоны деэскалации всех террористических радикальных группировок до 15 октября 2018 года. Также оговаривалось, что будут предприняты «эффективные меры для обеспечения устойчивого режима прекращения боевых действий» в границах этой зоны.

Пятого марта в Москве прошли переговоры лидеров России и Турции в связи с обострением ситуации в сирийской провинции Идлиб. По итогам встречи был принят совместный документ. Стороны подтвердили приверженность «астанинскому формату» и объявили о введении режима прекращения огня с полуночи пятницы, 6 марта. Стороны договорились о совместном патрулировании важной трассы М4, которая тогда находилась под контролем боевиков.

Российские военные в прошедшую неделю после подписания документа зафиксировали отвод части турецких войск за объявленную линию разграничения, что является свидетельством намерения Турции придерживаться мирных соглашений. Также со вчерашнего дня Москва и Анкара должны были начать совместное патрулирование 70-километрового участка трассы М4 в Идлибе. Кроме того, стороны договорились, что будут наносить совместные удары по группировкам боевиков, которые не будут подчиняться условиям перемирия.

Характерно, что сразу после переговоров с Владимиром Путиным

5 марта Эрдоган поехал на встречу с руководством НАТО и Евросоюза, чтобы заручиться поддержкой этих двух организаций в сирийско-турецком конфликте. Обе они закончились для турецкого лидера неудачно. Генсек НАТО, согласившись с оценкой сложной ситуации в Идлибе, отделался расплывчатыми формулировками о помощи Турции, дав понять, что альянс за интересы Анкары в сирийской провинции воевать не собирается. Не очень порадовала Эрдогана и встреча с лидерами ЕС, Урсулой фон дер Ляйен и Шарлем Мишелем, с которыми он обсуждал возможность предоставления финансовой помощи для решения проблемы мигрантов. Переговоры шли несколько часов, но, кроме того что обе стороны согласились создать очередную комиссию по данной проблематике, ни о чем существенном не договорились.

Западные СМИ после подписания документа о перемирии отметили, что разрешение ситуации в Идлибе стало победой Владимира Путина над Реджепом Эрдоганом. В частности, об этом пишет американское издание The American Conservative. Издание называет заключенный в Москве документ «признанием поражения» Анкары. «Хотя Турции было разрешено сохранить свои укрепленные пункты, многие из них сегодня окружены сирийской армией и не имеют никакого военного значения», - говорится в статье. Автор материала также счел действия Турции в Идлибе провальными. Издание пишет, что теперь все намерения Анкары навязать свою волю Дамаску и Москве сведены на нет.

Эксперты рассматривают различные аспекты идлибского противостояния. Политолог Икбаль Дюрре считает, что кризис вокруг Идлиба не пройдет бесследно для российско-турецких отношений. «Бархатный сезон» в отношениях Москвы и Анкары заканчивается. Рано или поздно это произошло бы, но последние события ускорили процесс. Впрочем, в прозападном тренде, который после Идлиба усилится во внутритурецкой повестке, нет ничего страшного. Во всяком случае он едва ли существенно повлияет на российско-турецкие отношения. Москву и Анкару связывает много экономических проектов, поэтому любое геополитическое решение они будут принимать с оглядкой друг на друга», - подчеркивает эксперт.

Советник директора Российского института стратегических исследований Елена Супонина считает, что соглашение, вопреки мнению скептиков, смогло остановить насилие и гибель людей по обе линии фронта. «Произошло то, чего добивалась Россия и отчасти - Турция. Более того, по итогам событий последних месяцев обеспечена еще большая безопасность российской базы «Хмеймим», которая находится к югу от провинции Идлиб. Боевики отодвинуты от нее примерно на 50 км. Значительная часть (почти половина) провинции Идлиб освобождена сирийскими властями. Восстановлен контроль над ключевой трассой М5 Дамаск - Алеппо. То есть достигнут очень большой прогресс. Сколько продлится перемирие с военной точки зрения - сейчас не может гарантированно сказать никто. Однако политическая воля Турции, направленная на соблюдение мирных договоренностей, позволяет надеяться на мир», - резюмирует аналитик.

#Турция #Россия #политика #соглашение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 046 (6444) от 16.03.2020 под заголовком «Конец кризиса?».


Комментарии