«Кнут» и «пряник». Как изменится система штрафов для водителей?
Наши автовладельцы, как говорится, держат власти в тонусе, периодически заставляя «изобретать велосипед». Вот и на этот раз российские законодатели подумали и решили: а давайте‑ка не будем штрафовать водителей за мелкие правонарушения. Зато ужесточим другие наказания. Например, за превышение скорости, в том числе и средней.

Лучше всего водителей дисциплинируют не камеры, а стоящий на дороге сотрудник ГИБДД… / Фото Сергея МАЛЬГАВКО/ТАСС
Начнем с «пряников» и разберемся, на какие такие незначительные правонарушения депутаты Госдумы предлагают закрыть глаза? В первую очередь речь идет о такой мелочи, как грязные номера. И это в принципе вполне себе здравая инициатива. У нас ведь на проселочных дорогах вся «грязь либо замерзла, либо подсохла». В остальное время года не то что номер — цвет машины с трудом разглядишь. Так что если подобный штраф отменят, все только поаплодируют.
Еще законотворцы считают, что не стоит взимать деньги за забытые дома права или документы на машину. Тоже, в общем‑то, не такая плохая идея. Тем более что нынче все эти бумажки есть в электронном виде. Следовательно, их всегда можно «пробить по базе».
К мелким нарушениям депутаты предлагают отнести и не включенный указатель поворота. Хотя любого автомобилиста такая забывчивость сильно раздражает. Ибо без мигающей лампочки не совсем понятно, какой именно маневр будет совершать едущий впереди тебя водитель.
Планируют не наказывать автовладельцев и за нарушение правил пользования световыми приборами. Скорее всего, депутаты имеют в виду не включенный свет фар. Мол, в светлое время суток машину и так видно, а в темное водитель без света далеко не уедет. Логично.
А вот предложение не штрафовать за управление автомобилем с мелкими неисправностями достаточно спорное. Какие именно неисправности можно считать мелкими? Если отсутствие ручки на двери, то бог с ней. А если что‑то не то в ходовой или тормозной части авто? Пока такие детали не уточняются.
Кстати, депутаты не предлагают полностью освободить автовладельца от наказания. Не платить штраф водителю посчастливится, если он совершил вышеперечисленные нарушения только в первый раз. Если за подобное его схватят за руку вторично, то штраф 500 рублей ему будет обеспечен. Интересно только, кто будет подсчитывать, сколько раз и где человек, предположим, не включил поворотник.
И, наконец, «вишенка на торте». Депутаты предлагают полностью отказаться от штрафов за управление коммерческим транспортом, не прошедшим техосмотр. Сейчас это нарушение стоит 2 тысячи рублей.
Законодатели объясняют свою инициативу тем, что пунктов ТО для автобусов, троллейбусов, грузовиков не хватает. «В результате владельцы транспортных компаний зачастую эксплуатируют технику «без оформления диагностической карты, что влечет за собой нарушение КоАП», говорится в пояснительной записке законопроекта.
Одни эксперты это предложение поддерживают. В частности, вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает такую меру справедливой. Другие инициативу депутатов называют не иначе как «перебор», справедливо полагая, что ТО должен быть обязательным для автобусов, такси и автомобилей, перевозящих опасные грузы. И к этому мнению, думаю, присоединятся очень многие. Ведь наш коммерческий автопарк далеко не юн, следовательно, у каждой машины накоплены «хронические болячки». Если их не лечить, то и до беды недалеко.
Теперь о «кнуте». То есть о тех нарушениях, за которые предлагают ужесточить санкции.
За непристегнутый ремень депутаты планируют увеличить штраф с 1 до 5 тысяч рублей, а за перевозку ребенка без детского кресла с 3 до 5 тысяч рублей. За повторное превышение скорости на 40 – 60 километров в час ввести штраф в размере 2 – 5 тысяч рублей либо лишение прав на срок 4 – 6 месяцев.
При этом уточняется, что штрафы, предусмотренные за нарушения скоростного режима, действуют и в случае превышения средней скорости. Объясним, что это такое. На неком подконтрольном отрезке дороги протяженностью несколько километров устанавливают две камеры. Первая фиксирует время заезда автомобиля на отрезок, вторая — время выезда. Далее программа выполняет простой арифметический расчет и получает ту самую среднюю скорость.
Кстати, ранее российские водители уже получали штрафы за превышение средней скорости — такая мера была введена в ряде регионов. Например, в Москве, Татарстане, Смоленской и Московской областях. Система работала на протяжении нескольких лет, фактически не имея под собой правовой базы. Ведь в ПДД термина «средняя скорость» нет. Поэтому после многочисленных жалоб водителей в конце 2020 года эта практика была прекращена. В 2021‑м вице-премьер Марат Хуснуллин поручил МВД и Минюсту проработать вопрос закрепления ответственности за этот вид нарушения. Однако ведомства отметили, что пробелы в законодательстве не позволяют установить такие штрафы.
И вот с этого вопроса вновь «стряхнули пыль». По словам Антона Шапарина, такая мера позволит сократить на дорогах количество «кенгуру» — «водителей, которые резко тормозят перед камерой, а проехав ее, так же резко набирают скорость».
Однако правозащитники выступают категорически против инициативы думских законотворцев. Они напоминают депутатам: «согласно КоАП, в постановлении о штрафе должны быть четко указаны время и место совершения правонарушения. В случае со средней скоростью ни того ни другого в административных материалах нет и быть не может».
Какие именно из новшеств будут реализованы, пока неизвестно. Возможно, «под сукно» лягут все предложения. Ясно одно — оставлять автомобилистов в покое никто не собирается. На повестке Госдумы еще с десяток подобных предложений.
Между тем
Судебные приставы начинают взыскивать долги по штрафам за нарушения ПДД с помощью системы искусственного интеллекта. То есть выявлять водителей-нарушителей и заводить на них дела будет робот.
Тех, кто дисциплинированно платит штрафы, новшество не коснется: искусственный интеллект вступит в дело лишь после истечения сроков оплаты штрафов. Так что у водителя останется право воспользоваться скидкой 50 % в течение 20 суток. Потом подключится автоматика. Причем буквально после того, как пробьет последний час добровольной расплаты.
Предполагается, что из Государственной информационной системы сразу же уйдет сигнал роботам-приставам о том, что появился неоплаченный водительский должок. Искусственный интеллект не станет откладывать дело в долгий ящик и возбудит исполнительное производство. Правда, процедура предполагает, что водителя после этого должны уведомить и дать время на погашение долга. Однако в этом случае ему уже придется оплатить штраф полностью.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (7204) от 06.07.2022 под заголовком ««Кнут» и «пряник» для автомобилистов».
Комментарии