«Кнут» и «пряник». Как изменится система штрафов для водителей?

Наши автовладельцы, как говорится, держат власти в тонусе, периодически заставляя «изобретать велосипед». Вот и на этот раз российские законодатели подумали и решили: а давайте‑ка не будем штрафовать водителей за мелкие правонарушения. Зато ужесточим другие наказания. Например, за превышение скорости, в том числе и средней.

«Кнут» и «пряник». Как изменится система штрафов для водителей? | Лучше всего водителей дисциплинируют не камеры, а стоящий на дороге сотрудник ГИБДД… / Фото Сергея МАЛЬГАВКО/ТАСС

Лучше всего водителей дисциплинируют не камеры, а стоящий на дороге сотрудник ГИБДД… / Фото Сергея МАЛЬГАВКО/ТАСС

Начнем с «пряников» и разберемся, на какие такие незначительные правонарушения депутаты Госдумы предлагают закрыть глаза? В первую очередь речь идет о такой мелочи, как грязные номера. И это в принципе вполне себе здравая инициатива. У нас ведь на проселочных дорогах вся «грязь либо замерзла, либо подсохла». В остальное время года не то что номер — цвет машины с трудом разглядишь. Так что если подобный штраф отменят, все только поаплодируют.

Еще законотворцы считают, что не стоит взимать деньги за забытые дома права или документы на машину. Тоже, в общем‑то, не такая плохая идея. Тем более что нынче все эти бумажки есть в электронном виде. Следовательно, их всегда можно «пробить по базе».

К мелким нарушениям депутаты предлагают отнести и не включенный указатель поворота. Хотя любого автомобилиста такая забывчивость сильно раздражает. Ибо без мигающей лампочки не совсем понятно, какой именно маневр будет совершать едущий впереди тебя водитель.

Планируют не наказывать авто­владельцев и за нарушение правил пользования световыми приборами. Скорее всего, депутаты имеют в виду не включенный свет фар. Мол, в светлое время суток машину и так видно, а в темное водитель без света далеко не уедет. Логично.

А вот предложение не штрафовать за управление автомобилем с мелкими неисправностями достаточно спорное. Какие именно неисправности можно считать мелкими? Если отсутствие ручки на двери, то бог с ней. А если что‑то не то в ходовой или тормозной части авто? Пока такие детали не уточняются.

Кстати, депутаты не предлагают полностью освободить ­автовладельца от наказания. Не платить штраф водителю посчастливится, если он совершил вышеперечисленные нарушения только в первый раз. Если за подобное его схватят за руку вторично, то штраф 500 рублей ему будет обеспечен. Интересно только, кто будет подсчитывать, сколько раз и где человек, предположим, не включил поворотник.

И, наконец, «вишенка на торте». Депутаты предлагают полностью отказаться от штрафов за управление коммерческим транспортом, не прошедшим техосмотр. Сейчас это нарушение стоит 2 тысячи рублей.

Законодатели объясняют свою инициативу тем, что пунктов ТО для автобусов, троллейбусов, грузовиков не хватает. «В результате владельцы транспортных компаний зачастую эксплуатируют технику «без оформления ­диагностической карты, что влечет за собой нарушение КоАП», говорится в пояснительной ­записке законопроекта.

Одни эксперты это предложение поддерживают. В частности, вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает такую меру справедливой. Другие инициативу депутатов называют не иначе как «перебор», справедливо полагая, что ТО должен быть обязательным для автобусов, такси и автомобилей, перевозящих опасные грузы. И к этому мнению, думаю, присоединятся очень многие. Ведь наш коммерческий автопарк далеко не юн, следовательно, у каждой машины накоплены «хронические болячки». Если их не лечить, то и до беды недалеко.

Теперь о «кнуте». То есть о тех нарушениях, за которые предлагают ужесточить санкции.

За непристегнутый ремень депутаты планируют увеличить штраф с 1 до 5 тысяч рублей, а за перевозку ребенка без детского ­кресла с 3 до 5 тысяч рублей. За повторное превышение скорости на 40 – 60 километров в час ввести штраф в размере 2 – 5 тысяч рублей либо лишение прав на срок 4 – 6 месяцев.

При этом уточняется, что штрафы, предусмотренные за нарушения скоростного режима, действуют и в случае превышения средней скорости. Объясним, что это такое. На неком подконтрольном отрезке дороги протяженностью несколько километров устанавливают две камеры. Первая фиксирует время заезда автомобиля на отрезок, вторая — время выезда. Далее программа выполняет простой арифметический расчет и получает ту самую среднюю скорость.

Кстати, ранее российские водители уже получали штрафы за превышение средней скорости — такая мера была введена в ряде регионов. Например, в Москве, Татарстане, Смоленской и Московской областях. Система работала на протяжении нескольких лет, фактически не имея под собой правовой базы. Ведь в ПДД термина «средняя скорость» нет. Поэтому после многочисленных жалоб водителей в конце 2020 года эта практика была прекращена. В 2021‑м вице-премьер Марат Хуснуллин поручил МВД и Минюсту проработать вопрос закрепления ответственности за этот вид нарушения. Однако ведомства отметили, что пробелы в законодательстве не позволяют установить такие штрафы.

И вот с этого вопроса вновь «стряхнули пыль». По словам Антона Шапарина, такая мера позволит сократить на дорогах количество «кенгуру» — «водителей, которые резко тормозят перед камерой, а проехав ее, так же резко набирают скорость».

Однако правозащитники выступают категорически против инициативы думских законотворцев. Они напоминают депутатам: «согласно КоАП, в постановлении о штрафе должны быть четко указаны время и место совершения правонарушения. В случае со средней скоростью ни того ни другого в административных материалах нет и быть не может».

Какие именно из новшеств будут реализованы, пока неизвестно. Возможно, «под сукно» лягут все предложения. Ясно одно — оставлять автомобилистов в покое никто не собирается. На повестке Госдумы еще с десяток подобных предложений.

Между тем 

Судебные приставы начинают взыскивать долги по штрафам за нарушения ПДД с помощью системы искусственного интеллекта. То есть выявлять водителей-нарушителей и заводить на них дела будет робот.

Тех, кто дисциплинированно платит штрафы, новшество не коснется: искусственный интеллект вступит в дело лишь после истечения сроков оплаты штрафов. Так что у водителя останется право воспользоваться скидкой 50 % в течение 20 суток. Потом подключится автоматика. Причем буквально после того, как пробьет последний час добровольной расплаты.

Предполагается, что из Государственной информационной системы сразу же уйдет сигнал роботам-приставам о том, что появился неоплаченный водительский должок. Искусственный интеллект не станет ­откладывать дело в долгий ящик и возбудит исполнительное производство. Правда, процедура предполагает, что водителя после этого должны уведомить и дать время на погашение долга. Однако в этом случае ему уже придется оплатить штраф полностью.


#штраф #водители #нарушения #изменения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (7204) от 06.07.2022 под заголовком ««Кнут» и «пряник» для автомобилистов».


Комментарии