Китай не собирается сокращать свои стратегические ядерные вооружения

Как уже сообщалось, на прошлой неделе президент России Владимир Путин предложил продлить Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (CНВ-3) на год без каких-либо условий. В США на это предложение ответили отказом. Свой отказ Вашингтон никак не мотивировал, но ранее американская сторона одной из главных причин отрицательного отношения к договору называла отсутствие в нем кроме США и России еще и КНР. При этом Соединенные Штаты делали недвусмысленные намеки, что привлечь китайцев к новому договору должна Москва.

Китай не собирается сокращать свои стратегические ядерные вооружения | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Идея превратить двустороннее соглашение по СНВ-3 в трехстороннее, пригласив поучаствовать в нем и Пекин, не нова. Ее на разных уровнях озвучивали различные высокопоставленные американские чиновники, об этом говорил и президент США Дональд Трамп. В частности, выступая на брифинге в ноябре прошлого года, он заявил: «Мы занимаемся вопросом контроля над вооружениями прямо сейчас. Работаем с Китаем, с Россией. И по-моему, и Пекин, и Москва в этой работе заинтересованы – особенно в том, что касается ядерного оружия. Речь идет о чем-то вроде крупного соглашения в сфере контроля над вооружениями с участием России, Китая, и, возможно, не только их».

Тогда же глава департамента по контролю над вооружениями МИД КНР Фу Цун частично ответил американцам: «Мы спрашивали США: когда вы просите Китай присоединиться к трехсторонним переговорам, что вы конкретно имеете в виду? Ведь есть два пути достичь паритета в этом вопросе. Первый – если китайская сторона увеличит свой ядерный арсенал до уровня США. Второй подразумевает, что Соединенные Штаты сократят ядерный арсенал до уровня Китая. Пока США не ответили на этот вопрос».

В самой постановке вопроса Китаем имеется логическая ловушка, «вилка». США не хотят ни увеличения китайского ядерного арсенала, ни уменьшения своего, Вашингтон хочет просто заморозить текущий уровень китайских ядерных сил, но логика переговоров требует достижения паритета. А сейчас никакого паритета в этом вопросе между Пекином и Вашингтоном действительно не наблюдается. Разумеется, США не могут ответить на такую «вилку», потому что ответить им нечего.

«Если Соединенные Штаты скажут, что они готовы снизить свой уровень до уровня Китая, мы будем счастливы присоединиться к переговорам на следующий день», – не без сарказма сказал представитель внешнеполитического ведомства КНР.

Как известно, договор СНВ-3 между Россией и США предусматривает сокращение количества ядерных боезарядов до 1550 единиц, а межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков – до 700. При этом точной информации о количестве ядерных боезарядов, стоящих на вооружении КНР, в публичном доступе нет. Свою оценку предложила американская ассоциация по контролю над вооружениями, по данным которой Китай на 2018 год мог обладать примерно 280 боеголовками, это значительно меньше, чем у России и США.

На прошлой неделе уже более высокопоставленный китайский чиновник, заместитель постпреда КНР при ООН Гэн Шуан еще раз подтвердил неизменность позиции страны – Китай не будет принимать участие в переговорах по СНВ-3. «Учитывая колоссальную разницу между ядерным арсеналом Китая и потенциалами, которыми располагают США и Россия, ожидать присоединения нашей страны к каким-либо трехсторонним переговорам о контроле над вооружениями несправедливо, неразумно и бессмысленно. Китай никогда не будет вступать в подобного рода переговоры и не позволит принуждать или шантажировать себя», – приводятся слова дипломата на сайте китайского постпредства в ООН. При этом Гэн Шуан отметил, что КНР не отказывается участвовать в глобальном процессе разоружения. И заявил, что Китай, придерживаясь «ядерной стратегии самообороны, всегда поддерживал свой ядерный потенциал на минимально необходимом для обеспечения национальной безопасности уровне, а также никогда не участвовал и не будет участвовать в гонке вооружений с какой-либо другой страной».

Позицию США по вопросу продления СНВ-3 Гэн Шуан назвал «уловкой», которая нужна Вашингтону, чтобы «отвлечь внимание мирового сообщества». «Намерение Соединенных Штатов заключается в том, чтобы найти предлог для уклонения от собственной особой и главной обязанности по ядерному разоружению, а также выискать повод развязать себе руки и обрести абсолютное военное превосходство», – заявил дипломат.

Как отмечают аналитики, позиция Китая в вопросе контроля над ядерными вооружениями достаточно логична, последовательна и менять ее в угоду американским интересам Пекин явно не станет. Такой точки зрения придерживается, в частности, профессор НИУ ВШЭ Дмитрий Евстафьев. «Это стабильная позиция Китая на протяжении очень многих лет. И она во многом оправданна, так как ядерные арсеналы КНР действительно несопоставимы с российскими и американскими», – считает эксперт. При этом Евстафьев не исключает, что в данный момент Китай пытается выиграть время, чтобы сократить отставание в сфере ядерных вооружений. Если это Пекину удастся, то в будущем, полагает аналитик, КНР может подключиться к новому соглашению в сфере разоружения.

По мнению Евстафьева, позиция Вашингтона по вопросу участия Китая в переговорах не лишена оснований, однако она является половинчатой, поскольку одновременно с этим США не приглашают принять участие в этом процессе другие ядерные державы. «Почему в таком случае не подключить к переговорам о сокращении ядерных вооружений и контролю над ними такие государства, как Франция и Великобритания? Или, если уж включать Китай в число переговорщиков, почему бы не получить исчерпывающую информацию о ядерном потенциале Израиля, Индии и Пакистана?» – рассуждает эксперт.

По словам старшего научного сотрудника Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василия Кашина, сейчас Китай располагает небольшими ядерными силами, но наращивает их. «Пекин уже добился больших успехов в создании новых средств доставки ядерного оружия. На этом фоне американцы хотят вовлечь его в диалог. Но китайцам это невыгодно, поскольку на данный момент их ядерные арсеналы намного меньше американских и российских. Скорее всего, США, выдвигая такое требование, на самом деле не хотят сохранять этот договор и лишь ищут повод, чтобы его похоронить», – предполагает эксперт.

#Китай #США #ядерное оружие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (6771) от 23.10.2020 под заголовком «Размер имеет значение».


Комментарии