Премьер-министр Литвы строит «хулиганские планы»

В последнее время в отношениях между странами политическая выгода все время побеждает своего главного противника - экономическую целесообразность. Конечно, иногда подобное бывало и раньше, но сегодня такая тенденция проявляется очень наглядно. Особенно это касается наших прибалтийских соседей.

Премьер-министр Литвы строит «хулиганские планы» | Фото: 1966666 / pixabay

Фото: 1966666 / pixabay

Недавно премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис поведал о письме белорусскому коллеге Сергею Румасу, в котором обрисовал свой план, как перевести строящуюся в Белоруссии Россией атомную электростанцию (БелАЭС)... на газ. Причем на «политически чистый» сжиженный газ, который Минск будет получать из Литвы. Сам литовский премьер назвал такое предложение «планом-хулиганом», правда, не пояснив, что он имеет в виду. Поэтому, чтобы понять всю «хулиганистость» инициативы господина Сквернялиса, следует напомнить о непростых отношениях Белоруссии и Литвы по поводу строительства этой АЭС.

Как известно, станция возводится в Гродненском районе в 50 километрах от Вильнюса, и озабоченность Литвы вполне объяснима. Но для строительства выбран проект АЭС-2006, типовой российский проект атомной станции нового поколения «3 плюс» с улучшенными технико-экономическими показателями, соответствующими самым современным «постфукусимским» нормам безопасности. Аналогичную станцию собирается строить у себя Финляндия. Пуск первого энергоблока БелАЭС намечен на 2019 год, второго - на 2020-й.

Несмотря на выстроенный с МАГАТЭ доверительный диалог и последовательное сотрудничество при обсуждении проекта, Литва регулярно выдвигает претензии к БелАЭС. Парламент страны постановил, что электростанция несет «угрозу для национальной безопасности» республики. В Литве был принят закон, которым планируется ограничить импорт электроэнергии из Белоруссии. Кроме того, Вильнюс инициирует запрет на покупку электроэнергии с БелАЭС в Евросоюзе. Литва еще в начале 2016 года обратилась к Латвии, Эстонии, Польше и Финляндии с предложением договориться о недопуске на рынок ЕС электроэнергии с БелАЭС, которую считает небезопасной, однако эту инициативу поддержала только Польша.

Предложение Сквернялиса в данной ситуации было действительно хулиганским с точки зрения литовских властей. Ведь он гуманно предложил Минску не закрывать строительство АЭС, чего Вильнюс безуспешно добивался несколько лет, а перенастроить уже возведенную на 80% станцию на газ. Естественно, сжиженный и, конечно, переведенный из простаивающего терминала СПГ в Клайпеде.

Стоит привести полную цитату из пресс-релиза на сайте литовского правительства, чтобы четче понять настоящие политические мотивы ее руководителя. «Мы бы предложили Белоруссии стратегическое решение о развитии независимой диверсифицированной энергетической экономики. Мы также видим перспективы в области возобновляемой энергетики. Конечно, это уже право Белоруссии решать, разрабатывать ли одностороннюю энергетическую политику на основе одной страны или проводить стратегические изменения в энергетическом секторе». Другими словами, хотите зависеть полностью от России - зависьте, но мы вам предлагаем настоящую альтернативу быть независимыми и суверенными.

Другой вопрос, который никак не поднимается литовской стороной: какова цена независимости Белоруссии от России и зависимости от Литвы, а скорее всего, от Евросоюза? По большому счету премьер Литвы предлагает белорусам «кинуть» Москву, разорвать договор с Росатомом, а на построенной инфраструктуре возвести газовую электростанцию с энергией из Литвы. Заметим, что БелАЭС строится на кредит Росатома 10 миллиардов долларов, большая часть этих денег уже потрачена, а погашение основной части долга начнется после того, как будут введены в эксплуатацию два ядерных реактора и станция станет производить энергию.

Совершенно очевидно, что такое предложение носит политический, а не экономический характер, да и сам господин Сквернялис, бывший глава дорожной полиции Литвы, похоже, очень плохо разбирается в экономике, тем более другой страны. Однако он хорошо улавливает антироссийский тренд в Европе, да и в курсе недавних трений между Москвой и Минском по поводу энергоносителей. Также не следует забывать, что литовский премьер собирается участвовать в назначенных на май выборах на пост главы государства и всякого рода яркие заявления нужны ему для ведения предвыборной борьбы.

Официальной реакции белорусской стороны на «хулиганское предложение» Сквернялиса еще нет, но местные эксперты уже выразили свое недоумение. Зачем Белоруссии закупать сжиженный газ в Литве, если он в несколько раз дороже природного российского, который Минск имеет в неограниченном количестве и по выгодной цене? Кто даст белорусам технологии и деньги на переоборудование почти построенной АЭС в газовую электростанцию? Откуда стране взять средства, чтобы возместить убытки по разорванному контракту с Россией? И вообще зачем все это нужно Белоруссии - только для хороших отношений с Литвой? Слишком дорогая получается цена.

Кстати, уже в нынешнем году в Литве в полный рост встанет проблема, каким образом страна будет получать электроэнергию из Белоруссии, объемы поставок которой выросли за последнее время в шесть раз. Ведь, по закону, Литва не имеет права принимать «нечистую» энергию из вводимой в строй БелАЭС, а она станет самой объемной в экспорте Белоруссии. Отделять же ее от энергии иной генерации невозможно технологически. Поэтому Вильнюс должен будет отказаться от импорта всей энергии из Белоруссии (что сильно ударит по налогоплательщикам) или что-то менять в своей законодательной трактовке относительно неприемлемости энергии от БелАЭС, ее «токсичности» для национальной безопасности страны и т. д.

Еще одной разновидностью «хулиганского плана», когда ради мнимых политических выгод жертвуется экономическая целесообразность, является выход прибалтийских стран из так называемого энергетического кольца БРЭЛЛ, единой системы энергоснабжения Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы. Это кольцо, существующее еще с советских времен, уже со времени обретения балтийскими странами независимости в начале 1990-х годов обеспечивало бесперебойные поставки электроэнергии и страховало от различного рода ЧП наших соседей. Но в 2007 году - сначала в Литве, а затем в двух других республиках - стал подниматься вопрос о переподключении от российского кольца к европейским сетям. Никаких объективных экономических причин для этого не существовало. Но и здесь политика стала диктовать свои условия экономике.

Сначала литовский сейм в 2012 году принял решение присоединить страну к сетям континентальной Европы. Но, поскольку этот процесс технологически сложный и требующий больших капиталовложений, которые Вильнюс самостоятельно не мог осилить, на время проект был отложен. Однако все завертелось по новой после обострения отношений с Москвой, связанного с вхождением Крыма в состав РФ и событиями на Украине. Наконец, в июне прошлого года представители трех балтийских стран, а также Польши подписали политическое соглашение о синхронизации энергосетей. Реализовать его планируется до 2025 года.

Еще раз повторим: процесс перехода на европейские сети - дорогое удовольствие. Только строительство необходимой инфраструктуры будет стоить несколько миллиардов евро. Правда, эти затраты вроде бы частично возместит Евросоюз. Но для балтийских стран гораздо важнее внутренние издержки, с которыми они неизбежно столкнутся после отсоединения от БРЭЛЛ. А они значительны. Европейские тарифы на электроэнергию заметно выше тех, которые применяются в российском энергокольце, - здесь электричество отпускается потребителям по цене примерно 3,1 руб. за кВт-ч, а, скажем, в соседней Польше этот показатель в три раза выше. Одновременно неизбежное повышение энерготарифов не только ударит по карману населения, но и затормозит рост экономики, сделает продукцию балтийских стран более энергоемкой, а значит, дорогой и менее конкурентоспособной.

Впрочем, похоже, эти издержки не очень-то волнуют власти наших балтийских соседей. И это будет продолжаться до тех пор, пока борьба с «российской угрозой» будет поощряться и щедро оплачиваться из Брюсселя.

#Литва #политика #экономика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 047 (6400) от 15.03.2019 под заголовком ««Хулиганские планы»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 Августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 Августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 Августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 Августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 Августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 Августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 Августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 Июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 Июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 Июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 Июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 Июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.