«Развод» Евросоюза и Великобритании: кому выгодно соглашение по «брекситу»

На внеочередном саммите Евросоюза в Брюсселе в минувшие выходные главы европейских государств наконец-то приняли документ, который позволит Великобритании более-менее пристойно выйти из дружной евросоюзовской семьи.

«Развод» Евросоюза и Великобритании: кому выгодно соглашение по «брекситу» | Фото: Iakov Kalinin/shutterstock.com

Фото: Iakov Kalinin/shutterstock.com

565-страничный договор, содержащий 185 статей и три специальных протокола, который обсуждался 524 дня, еще нуждается в утверждении Европарламентом и одобрении британскими парламентариями. Последние должны рассмотреть документ в середине декабря, и простым этот процесс не будет, учитывая, что сделка в ее нынешнем виде расколола не только британское общество, но и правящую Консервативную партию. Поэтому говорить о том, что «цивилизованный развод» Евросоюза и Великобритании состоялся, еще преждевременно. Различаются и оценки, данные договору политиками, СМИ и экспертами.

Так, глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер на пресс-конференции заявил журналистам, что, будь он британцем, был бы «глубоко опечален будущим своих внуков». «Наблюдать за тем, как такая страна, как Великобритания, выходит из ЕС, - в этом нет повода для радости и празднования, это грустный момент и это трагедия», - сказал он. Канцлер Германии Ангела Меркель назвала этот день историческим, но не самым лучшим в истории европейского сообщества. «Да, это развод, - констатировала она. - В будущем отношения ЕС с Британией - это отношения с третьей страной. Конечно, это будут очень интенсивные связи, более тесные, чем мы имеем с другими государствами, но все же это развод. За все придется заплатить свою цену». Примерно в таком же ключе высказался после завершения саммита в Брюсселе премьер-министр Испании Педро Санчес, назвавший «развод» Соединенного Королевства с ЕС «грустным днем для всех сторонников единой Европы». В своем редакционном комментарии испанская газета El Mundo емко и точно прокомментировала итоги встречи: «Вчера ЕС провел в Брюсселе самый печальный саммит. Не было ни праздничных мероприятий, ни чувства удовлетворенности. Европейским лидерам осталось лишь отказаться от помпезности во всех ее проявлениях и ждать: следующий ход за Вестминстером и Терезой Мэй. Критикуемому со всех сторон премьер-министру в разобщенной стране предстоит поистине титаническая задача».

А вот именинница «брекзита» Тереза Мэй излучала оптимизм. «Сегодняшний день знаменует финал длинного и сложного процесса переговоров между Великобританией и Евросоюзом. Хочу сказать всем тем, кто говорил, что достижение сделки, которая устроит обе стороны, невозможно: я отвергла этот совет, продиктованный отчаянием», - сказала она в своем выступлении перед журналистами. При этом Мэй подчеркнула, что одобренная в воскресенье в Брюсселе сделка является лучшей из тех, которых было возможно добиться, и «воплощает в жизнь то, за что британцы проголосовали на референдуме». Премьер также повторила свои тезисы о том, что, покинув ЕС, Великобритания вернет себе полный контроль над своими границами, прекратит все выплаты Евросоюзу и больше не будет обязана принимать законы, вырабатываемые в Брюсселе.

Договор, подписанный 25 ноября в Брюсселе, предусматривает переходный период до 31 декабря 2020 года. До этого момента ЕС будет продолжать относиться к Великобритании как к государству-члену. Причем при необходимости этот срок может быть продлен до конца 2022 года. Впрочем, до этого он должен быть ратифицирован Европарламентом, и с этим, по мнению аналитиков, сложностей не предвидится, а также одобрен британским парламентом - и вот здесь проблем у Терезы Мэй будет очень много. Даже очень близкий к премьеру глава МИД Великобритании Джереми Хант вынужден был признать, что соотношение сил в парламенте с точки зрения одобрения сделки «весьма неблагоприятное». Итоги саммита уже раскритиковал лидер Лейбористской партии Джереми Корбин, заявивший, что его партия, имеющая 257 голосов в 650-местной палате общин, проголосует против. Кроме того, соглашение не намерены поддерживать главы Шотландской национальной и Демократической юнионистской партий.

Эксперты сходятся во мнении, что заключенный договор в целом больше отвечает интересам Евросоюза, чем Великобритании, и у Терезы Мэй мало шансов провести его через Вестминстер. ЕС в сложившейся ситуации можно считать победителем, в то время как в Великобритании соглашение не выгодно всем, считает руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН Елена Ананьева. «Упрощенно ситуацию можно представить так, что Евросоюз продавил свои условия, но это было неизбежно, - говорит эксперт, объясняя это в первую очередь решением вопроса по североирландской границе и сохранением всей Великобритании в Таможенном союзе. - Для сторонников «брекзита» это не решение: выходит, что Британия подчиняется правилам ЕС, но не имеет права голоса и навсегда останется в таком формате в Таможенном союзе. Но и противников выхода из ЕС это не устраивает: ведь условия, которые имела Британия, будучи членом ЕС, гораздо лучше, чем те, что получает сейчас. За что же они тогда боролись?»

Согласен с ней директор Института инструментов политического анализа профессор Высшей школы экономики Александр Шпунт. Он полагает, что Брюссель включил в документ все возможные требования к Лондону. «Это наиболее некомфортный для Великобритании вариант - правительство Мэй пошло на сделку, поскольку иначе получить консенсус 27 стран было невозможно», - поясняет он. По словам политолога, теперь для Мэй начинается самый сложный период, поскольку документ является очень спорным даже для членов Консервативной партии и существует сильное сопротивление позиции лидера кабмина.

Руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина останавливается на трудностях ратификации договора в британском парламенте. «Очень сложно сказать, какое решение примет парламент. Оппозиционная партия, конечно, будет голосовать против. В рядах консерваторов явно есть те, кто не поддержит решение правительства, и тут вопрос в том, сколько будет перебежчиков с каждой из сторон. Существует партийная дисциплина. Но на практике всегда есть кто-то, кто голосует против решения партии. Такие есть и у лейбористов (и раньше этим грешил сам Корбин очень много раз), и у консерваторов. В результате подсчет будет прямо вот на каждый голос. Ситуация очень непонятная», - считает эксперт.

#политика #Великобритания #Евросоюз

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (6333) от 30.11.2018 под заголовком «Хорошая сделка?».


Комментарии