Хищники крылатые и зубастые. Кто вылавливает рыбу на Гришином озере?

Как-то наш поселковый староста рассказал мне, что на Гришином озере, где рыболовы пробили продушины, вылавливают рыбу крылатые и зубастые хищники. Мне стало любопытно.

Хищники крылатые и зубастые. Кто вылавливает рыбу на Гришином озере? | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Гришино озеро находилось в трех километрах от нашего поселка. Когда-то на северном берегу жил старовер дед Григорий. Его уже давно нет, и никто не помнит его фамилии; дом, хозяйственные постройки развалились, а вот название озера сохранилось.

Едва развиднелось, я встал на лыжи и отправился на озеро. Хотя ночью был снегопад, лыжня, проложенная мужиками, когда они шли пробивать продушины, была достаточно хорошо заметна. Как только углубился в лес, сразу же за мной увязались сороки, вскоре к ним присоединились сойки. Перелетая с дерева на дерево, они громкими криками сопровождали каждый мой шаг.

Еще на подходе к озеру услышал истошное карканье. Выйдя на лед, осмотрелся. Продушины находились в разных местах; их было больше десятка. Подхожу к ближайшей. Как только приблизился, вороны, недовольно каркая, отлетели в сторону. Продушина была диаметром около полуметра, в нее вставлены ветки для того, чтобы при замерзании воды дольше не получался сплошной лед.

Между ветками виднелась мелкая задохнувшаяся рыбешка. Вороны старались сесть на ветки как можно ближе к воде и клювом достать желанный трофей.

Чуть дальше я увидел на снегу цепочку волчьих следов, которые тянулись из непролазной чащобы. Сколько хищников прошло - неизвестно: ведь при движении волки ступают след в след.

Пришлось затаиться за огромным поваленным деревом и вооружиться биноклем. Отсюда хорошо были видны три продушины. Наблюдаю... Пока около них орудовали лишь серые вороны.

Приступая к рыбалке, они сначала тщательно осматривали ветки, выбирая наиболее прочные и как можно ближе к воде. Затем, балансируя крыльями, устраивались на них, пытаясь клювом достать рыбешку. Удача далеко не каждый раз сопутствовала им. И даже когда какой-то птице удавалось выхватить добычу, на нее тут же набрасывались товарки, пытаясь отобрать поживу.

Тогда начиналась свара: хлопали крылья, слышались возмущенные крики. Иногда рыбешка падала на лед, что вызывало новый птичий галдеж. Среди серых рыболовов суетились несколько соек. Но если сороки, опасаясь острых клювов ворон, наблюдали за ними со стороны, то сойки смело бросались в общую кучу.

Неожиданно птицы как по команде замерли, затем с тревожным карканьем покинули продушины и обосновались на берегу, на ближайших деревьях. Я насторожился. Тут же на льду появились четыре волка. Они пришли именно со стороны непролазной чащобы. Подняв морды, долго прислушивались, принюхивались и, видимо, не обнаружив ничего подозрительного, разделились на пары. И одна из них принялась обследовать ближайшую ко мне продушину.

Им все-таки достались какие-то объедки с птичьего стола, но их явно было недостаточно, и звери занялись непосредственно продушинами. Со всех сторон осмотрели ветки в воде, и каждый раз вроде как примерились, однако ничего конкретного не предпринимали. А вскоре и вовсе бросили это занятие и замерли, словно в раздумье.

Наконец ближайшая ко мне пара разъединилась, и звери разошлись в разные стороны метров на тридцать от продушины. Стало интересно: почему хищники приняли именно такое решение? Жду.

Скоро выяснилось, что это хитрый тактический ход. Птицы, убедившись, что звери покинули продушину, предельно осторожничая, медленно, то и дело оглядываясь, вернулись к рыбалке. А вот когда после нескольких попыток одной из ворон удалось добыть рыбешку и они начали отнимать ее друг у друга, волки молнией метнулись к ним.

Испуганные вороны разлетелись по сторонам, а рыбешка досталась четвероногим серым разбойникам. Тот, кто первым оказался у продушины, тут же съел скромный трофей. Хищники вновь попытались повторить трюк, однако умные вороны больше к продушинам не приближались.

Выждав некоторое время, звери обследовали еще несколько продушин, но, видимо, безрезультатно. Вскоре к ним присоединились два других волка, и они, постоянно озираясь, покинули озеро.

Я побывал снова на Гришином озере через три дня. Вокруг было тихо. Лишь на дереве сидела одинокая нахохлившая серая ворона, поземка замела волчьи следы. Рыболовов больше не было. Вода превратилась в лед, и рыбалка стала недоступной и для птиц, и тем более для зверей.

#озеро #животные #рыба

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 042 (6640) от 10.03.2020 под заголовком «Хищники крылатые и зубастые».


Комментарии