Кем прирастать будем. Подробнее об изменениях миграционной политики в России
О новой концепции государственной миграционной политики России на 2019 - 2025 годы президент РФ сообщил на Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, 31 октября. Документ, размещенный в тот же день на сайте Кремля, явился полной неожиданностью даже для профессионалов. Судя по всему, подготовлен он был очень быстро. Да и срок жизни предыдущей редакции концепции, принятой в 2012-м и рассчитанной до того же 2025 года, был еще далек от завершения... Некоторые российские СМИ и политологи, пробежавшись по страницам новой концепции и зацепившись за строчки о «русском культурном коде» и «качественной миграции», поспешили сделать вывод о некоем развороте государственной миграционной политики. Внимательно прочитать документ корреспондент «СПб ведомостей» решила вместе со специалистом-практиком - экспертом по работе с трудовыми мигрантами Петербургского благотворительного фонда поддержки и развития просветительских и социальных проектов (ПСП-фонд) Андреем Якимовым.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
- Андрей Николаевич, что изменилось в нашей действительности настолько, что потребовалась срочная корректировка миграционной политики? И предписывает ли новая концепция некий разворот, другие акценты?
- Думаю, речь идет не столько о радикальной перемене курса, сколько о фокусировании внимания на тех вопросах регулирования миграционных процессов, по которым пришло время принимать меры.
Действительность тоже, разумеется, изменилась, и об этом прямо говорится в документе. За эти годы произошло несколько важных реформ. Были усовершенствованы инструменты правового регулирования в сфере миграции, созданы жесткие механизмы контроля. В результате уменьшилось число иностранцев, находящихся в России незаконно, а вот легально работающих мигрантов стало не в пример больше, чем в 2012 - 2014 годах...
Изменения коснулись и внешнего мира. Мы знаем, что около трети трудовых мигрантов, въезжающих к нам, - граждане стран, входящих в Евразийский экономический союз (появление которого, заметим, предыдущей концепцией не предусматривалось). По сути, ЕАЭС - это аналог Европейского экономического сообщества, предшественника ЕС. Сейчас вопрос трудовой миграции из стран ЕАЭС также находится в наднациональном ведении, на уровне Евразийской экономической комиссии, которая и разрабатывает общие законодательные нормы. Например, в настоящее время идет работа над принятием договора о пенсионном обеспечении, который решит проблему социального страхования трудовых мигрантов из этих государств.
- И на каких вопросах фокусирует внимание новая редакция миграционной концепции?
- Прежде всего - на установлении «простых, понятных и исполнимых правил, отвечающих цели, принципам и задачам миграционной политики, свободных от административных барьеров и обусловленных ими издержек».
- Позволю себе цитату: «Целью миграционной политики является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны... а также в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода». Перед кем Россия распахнет теперь двери? Перед «братьями-славянами» - украинцами, белорусами и прочими русскоязычными гражданами?
- Я полагаю, здесь речь идет о культурно и социально близком нам населении. О том, что упрощенно принимать в российское гражданство нужно прежде всего соотечественников, приезжающих с исторически общего нашего пространства - бывшего СССР (а сегодняшние миграционные потоки, заметим, представлены как раз этим населением: более 80% трудовых мигрантов в Петербурге - граждане стран СНГ, из остающихся на постоянное проживание в нашем городе таковых более 90%). Это часть мира, исторически связанная с Россией. Кстати, термин «соотечественники» в настоящее время распространяется и на лиц, имеющих происхождение с территорий бывшей Российской империи.
Помимо соотечественников в концепции говорится и об «иных лицах, способных успешно интегрироваться в российское общество», а также об иностранных гражданах, «желающих развивать экономические, деловые, профессиональные, научные, культурные и иные связи... способных благодаря своей трудовой деятельности, знаниям и компетенциям содействовать экономическому, социальному и культурному развитию России». То есть, как мы видим, двери открыты не только для русскоязычных.
- Это означает в будущем некоторую либерализацию миграционных правил?
- По крайней мере дальнейшего их ужесточения новая концепция точно не обещает. В документе сказано: все условия для обеспечения законности пребывания мигрантов созданы, признаются достаточными и действующими. При этом отмечена роль механизмов по принятию в гражданство носителей русского языка. Вероятно, в будущем их роль будет усиливаться.
- У тех, кто сталкивался с этими механизмами на практике, напротив, складывается впечатление, что это один из самых непроходимых путей и механизмы эти неработающие...
- Пока у нас по этой схеме трудно получить гражданство прежде всего из-за количества желающих. В других регионах дело обстоит чуть лучше.
- ...А вторая практически не работающая программа - переселение соотечественников. Вот цифры: за 2012 - 2017 гг. в гражданство РФ были приняты 525 тыс. человек по этой программе. Полмиллиона за шесть лет на всю огромную Россию, да при таком количестве желающих выехать из бывших советских республик...
- Я бы не сказал, что она не работающая. Да, рассчитывали на большее, но помешали бюрократические препоны. И в новой концепции отмечается, что их должно стать меньше. Говорится о доступе к госуслугам, о необходимости оказания их в электронной форме, что ликвидирует барьеры и снизит коррупциогенность процедур...
В новой концепции подчеркивается: нужно разрабатывать механизмы по облегченному и более активному включению образованных мигрантов в российское общество с возможностью последующей их натурализации в РФ. И еще: будет проведена «корректировка условий добровольного переселения востребованных специалистов (в том числе научных и педагогических работников, инженеров, врачей), фермеров, предпринимателей, инвесторов и выдающихся деятелей культуры и искусства с учетом их ожиданий и запросов, а также поддержка российских организаций, привлекающих таких лиц».
- И еще говорится о том, что нужно создавать условия для тех, кто хочет работать в России, не стремясь получить гражданство...
- В связи с этим будут развиваться механизмы организованного набора. В этом плане Петербург - пионерский регион: у нас действуют программы оргнабора в Киргизии, Узбекистане и Таджикистане. ПСП-фонд участвовал в подготовке иностранцев, приехавших по оргнабору из Узбекистана. Те десять дней, что ждали патент, они проводили с пользой в Школе мигранта, где им разъясняли тонкости законодательства, ответственности и права, рассказывали, куда обратиться в проблемных ситуациях и где стоит побывать, провести досуг...
- Программа-то есть, но до сих пор «выхлоп» ее крайне мал - менее 1% от приезжающих в город иностранных работников...
- Видимо, скоро их число будет расти. Нужно только отладить эту систему, чтобы оргнабор на практике не превращался в обычную вербовку аутсорсинговыми конторами и посредниками. Гарантом того, что это будет «белое» трудоустройство на реальных рабочих местах без нарушения трудовых прав работников, должно стать государство. Только после этого можно наращивать обороты оргнабора.
- Все мигранты приезжают к нам легально и начинают оформлять нужные документы. Как же они становятся нелегалами?
- Чаще всего причиной является «серый» рынок труда, неформальная или полуформальная занятость и посредничество. Огромная доля приезжих рабочих (иностранцев и россиян) вовлечена в аутсорсинговые схемы, практикуемые многочисленными фирмами.
- Что такое полуформальная занятость?
- Это когда за гражданско-правовыми отношениями скрываются трудовые. Заключается договор об оказании услуг, который не требует предоставления социальных гарантий работнику и выплаты налогов. На самом деле за ним скрывается его постоянное трудоустройство. Многие мигранты обращаются к нам в ПСП-фонд с просьбой защитить их трудовые права в подобных случаях - десятки, если не сотни. Решение проблемы - в расширении полномочий Центра занятости и Госинспекции труда.
Вторая причина ухода в тень и нелегальность - невозможность зарегистрироваться по месту реального пребывания в съемном жилье. Складывается странная ситуация: фактически у каждого приезжего есть место в Петербурге, где он живет, но зарегистрироваться в нем могут единицы (хотя технически поставить иностранца на миграционный учет арендодатель легко может в ближайшем МФЦ). А за проживание не по месту регистрации мигранту опять-таки грозит выдворение и закрытие въезда на 5 - 10 лет... Но ведь это проблема законопослушности прежде всего наших граждан. То есть города, а не мигрантов, разве не так?
- Какие же силы должны включаться в наведение порядка помимо полиции?
- В концепции отмечена необходимость развития общественного контроля за реализацией миграционной политики и обеспечения возможности участия институтов гражданского общества в этой работе.
- Еще в документе идет речь об упрощенном принятии в российское гражданство людей, которые в силу каких-то бюрократических причин до сих пор не могли его получить...
- Да, и особенно радует тезис о необходимости ликвидации такой категории, как лица без гражданства. Это люди, которые давно живут в России, но не могут получить российское гражданство. В большинстве они имеют еще советские паспорта. Например, родившиеся в Таджикской ССР учились здесь, работали, да так и остались. Историческая родина им гражданство также не дает. Я думаю, таких в Петербурге несколько сотен.
И еще важное заявление в концепции на эту же тему: равный доступ к информационным, государственным и социальным услугам, помощь в адаптации и т. д. должны обеспечиваться иностранным гражданам независимо от их миграционного статуса.
- Насколько развита и достаточна инфраструктура по адаптации мигрантов в Петербурге?
- В сопоставлении с другими регионами мы - пионеры. Если же оценивать, насколько системно иностранные граждане в эту работу вовлечены, тут есть еще над чем работать...
Например, у нас развита сеть уголков мигрантов - информационных пунктов в библиотеках. Следующий шаг - сделать так, чтобы все мигранты о них узнали и начали пользоваться. Чтобы они поняли, что это безопасно: их там не ждет никаких проверок на статус, а только помощь. «Дети Петербурга» занимаются с детьми иностранных граждан, начинает такую же работу «Дом национальностей». Есть сайт в помощь мигрантам (migrantinfo.kmormp.gov.spb.ru)... В Москве ничего подобного нет.
- Зато московский миграционный центр по-другому работает...
- Это верно. Центр - государственное учреждение - подчинен департаменту экономического развития Москвы. Все доходы даже от сопутствующих услуг идут в бюджет столицы, а главное - все прозрачно, и мошенникам-посредникам туда очень сложно проникнуть. Нам бы стоило этот опыт перенять. В Петербурге же за счет посреднических услуг и стоимость патента выше, и доступность госуслуг хуже.
- В новой концепции говорится не только о внешней, но и о внутренней миграции: в 2012 - 2017 гг. ее интенсивность увеличилась на 10%. При этом сохранилась общая тенденция к оттоку населения с востока в Центральный, Северо-Западный и Юго-Западный регионы страны, отчего еще выросла диспропорция в размещении населения. Говорят, практически весь потенциал внутренней миграции приходится на Москву, Петербург и Краснодарский край...
- И здесь новая редакция миграционной концепции фокусирует внимание на том, что не было учтено в прежней: необходимо содействовать миграционному притоку на территории с недостаточностью населения. Как внешнему, так и внутреннему. Но нужен целый комплекс очень серьезных мер для того, чтобы люди поехали учиться и работать туда, откуда сейчас массово уезжают сами местные жители.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (6331) от 28.11.2018 под заголовком «Кем Россия прирастать будет».
Комментарии