Казахстан обновляется. В стране прошли первые постназарбаевские выборы

В минувшее воскресенье в Казахстане состоялись выборы в нижнюю палату парламента (мажилис) и местные представительные органы (маслихаты). Они не только были внеочередными, но и прошли по новым избирательным правилам.

Казахстан обновляется. В стране прошли первые постназарбаевские выборы | ФОТО АР/ТАСС

ФОТО АР/ТАСС

Теперь мажилис на 70% сформирован по партийным спискам, 30% депутатских мест определило голосование в одномандатных округах. Депутатский корпус областных маслихатов создан по принципу «50 на 50», состав городских и районных представительных органов — исключительно по мажоритарной системе.

Эти выборы завершили так называемый реформаторский электоральный цикл, который стартовал в июне 2022 года. Тогда с подачи президента Касым-Жомарта Токаева прошел референдум по поправкам в конституцию, превратившим Казахстан из суперпрезидентской республики в президентскую с сильным парламентом; затем, в ноябре, состоялись президентские выборы, на которых Токаев победил с 81% голосов; а два месяца спустя, в январе 2023‑го, частично обновился сенат (верхняя палата). «Проведение внеочередных выборов в мажилис и маслихаты продиктовано логикой конституционной реформы, поддержанной гражданами на общенациональном референдуме. По ее итогам наша страна перешла на новые, более справедливые и конкурентные правила формирования представительной ветви власти», — заявил Токаев в январе нынешнего года, объявляя о новой выборной кампании. По его словам, эти выборы «наполнят реальным содержанием формулу «сильный президент — влиятельный парламент — подотчетное правительство» (ее Токаев провозгласил в марте прошлого года в послании гражданам Казахстана, объявляя о грядущих реформах).

В ходе реформ изменилась не только процедура выборов, также партиям упростили правила регистрации — теперь надо, чтобы у них было как минимум 5 тысяч членов, а не 20 тысяч. Кроме того, в бюллетенях появилась графа «против всех», а планка для прохождения партии в мажилис снизилась с 7 до 5% голосов. В мажилис избраны 98 депутатов — 69 по партспискам и 29 одномандатников (по одному человеку от каждого из 29 округов Казахстана). Всего от округов были выдвинуты 435 кандидатов, 359 из них — самовыдвиженцы, которые ни к какой партии не принадлежат.

Сами итоги выборов не принесли сенсаций. Участие в них приняли все семь официально зарегистрированных в стране политических партий. Помимо долгожителей казахстанского парламента — партий «Аманат» (бывший «Нур-Отан» Нурсултана Назарбаева), набравшей 53%, «Ак жол» (8%) и Народной партии Казахстана (бывшие коммунисты) — 7%, вошедших в мажилис, выборный барьер преодолели также партии «Ауыл» (10%) и ОСДП (5%). А вот судьба двух новых политических образований — партии «Рес­публика», которая выражает интересы предпринимателей, и партии «зеленых» «Байтак» — оказалась разной. Рес­публиканцы, получив около 9% и заняв почетное третье место, вошли в парламент, а вот экологис­ты выборный барьер преодолеть не сумели.

Явка избирателей на этот раз оказалась самой низкой за пос­ледние десять лет — всего 54,2%. Видимо, сказалась череда различных выборных мероприятий, охвативших страну в постназарбаевские времена. А вот графа «против всех», впервые появившая­ся в избирательном бюллетене, не пользовалась особой популярностью среди голосовавших, ею воспользовались всего 4%.

Парламентские выборы в Казахстане были проведены в соответствии с международными нормами и национальным законодательством. Об этом заявил на брифинге координатор миссии Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ), заместитель главы постоянной комиссии по безопасности нижней палаты парламента Белоруссии Александр Маркевич. «Необходимо констатировать, и мы отметили это в своем заключении, что выборы были проведены в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными нормами, — сказал он. — Нарушений по порядку выдачи бюллетеней, размещению наглядной агитации, организации самого процесса голосования в ходе подсчета голосов мы не выявили, что и отметили в своем заключении международной группы наблюдателей».

Казахстанское издание «Власть», анализируя предвыборную кампанию, обращало внимание на то, что она продолжалась всего месяц, а «оппозицию из себя будут изображать те, кто еще вчера выдвигал кандидатуру действующего президента на выборах, делая это в едином порыве». Издание отмечало: повод для оптимизма все же есть — в бюллетени попала хотя бы часть независимых кандидатов, которые «понимают важность наблюдения за выборами в день голосования и готовы бороться за голоса своих избирателей». «И этот урок демократии не будет бесполезным, даже если на следующей неделе новый парламент окажется не таким уж новым», — резюмирует «Власть».

Эксперты в целом положительно оценивают прошедшие выборы и считают, что они, радикально не перестроив избирательную ­систему страны, были логическим продолжением реформ, задуманных главой государства. В политической системе Казахстана произошли достаточно заметные изменения, но их нельзя назвать кардинальными, полагает политолог Андрей Казанцев. Наблюдатели по‑прежнему легко могли предсказать главного победителя — проведшую редизайн правящую партию «Аманат», но не все итоговые расклады. По мнению Казанцева, популярность правящей партии действительно весьма высокая, в том числе за счет сохранения доминирования в информационной сфере и управлении. В Казахстане так и не удалось создать ей серь­езную альтернативу, хотя такие попытки оппозицией и предпринимались. По сравнению с системой времен Назарбаева люди в Казахстане стали более свободно вести политические дискуссии, но это не создает вызовов президентской администрации, заключает аналитик.

Январские события прошлого года выявили кризис политических элит, острые социально-­экономические проблемы, низкую способность системы справляться с волнами мелких кризисов, считает директор Информационно-­аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на пост­советском пространстве Дарья Чижова. Поэтому, по ее словам, досрочные выборы парламента должны закрепить обновление элит и еще раз легитимировать власть Токаева и его команды, а также выпустить пар социального недовольства. Конституционная реформа позволила появиться двум новым силам — экологам и «Республике», сторонники последней — предприниматели, отмечает Чижова. Это, по мнению эксперта, позволило оживить партийное поле и общественно-политическую дискуссию, чтобы власть могла получить социологический срез настроений.

«На мой взгляд, отношения Казахстана с Россией не изменятся. Поскольку мы связаны географически, у нас самая длинная протяженная граница в мире. И сам Токаев неоднократно заявлял, что РФ — это важный стратегический партнер в рамках политики многовекторности Казахстана», — полагает эксперт.


#Казахстан #выборы #парламент

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 52 (7381) от 24.03.2023 под заголовком «Казахстан обновляется ».


Комментарии