Как карманные деньги учат подростков лучше адаптироваться к взрослой жизни?

Недавно внук попросил дать в школу 100 рублей. Зная, что за завтраки/обеды все заплачено, поинтересовалась: зачем ему такая сумма? На что получила весьма туманный ответ, что, мол, надо — вдруг захочется купить шоколадную печеньку в школьном буфете. Печенька за 100 рублей? Однако! — подумала я, но деньги дала. Ведь не зря же психологи утверждают, что карманные деньги учат подрастающее поколение лучше адаптироваться к взрослой жизни.

Как карманные деньги учат подростков лучше адаптироваться к взрослой жизни? | ФОТО Scott Webb on Unsplash

ФОТО Scott Webb on Unsplash

Конечно, 100 рублей сегодня — сумма небольшая. Но этот разговор с ребенком заставил напрячь память и вспомнить, сколько мне на карманные расходы в его возрасте давали родители и на что я тратила эти деньги.

Обычному советскому ребенку радость мог принести банальный двугривенный, на который можно было купить очень много вкусного. Не верите? Давайте считать. Стаканчик сливочного мороженного или крем-брюле — 15 копеек, плодово-ягодное — 7 копеек. Можно, конечно, было шикануть и все 20 копеек потратить на эскимо, но обычно мы предпочитали этого не делать. Лично я брала два стаканчика по 7 копеек. Кстати, до сих пор фруктовое мороженое предпочитаю всем остальным сортам.

Далее. Помню, что мы с подружками очень любили сок. Тот, который в СССР наливали не из пакетов, а из стеклянных конусов. Выбор был не сильно велик — томатный, яблочный, виноградный, березовый… Да, в моем детстве последний был весьма популярен. Его даже продавали в больших трехлитровых банках. Но мы больше всего любили томатный. Стакан такого сока стоил 10 копеек. Сок был не соленый. Поэтому на прилавке всегда стояла емкость с солью, а рядом лежала алюминиевая ложка. Каждый мог посолить сок себе по вкусу.

А самый дорогой сок был виноградный. Он стоил 15 копеек. Поэтому брали мы его редко. Да и на вкус он был чересчур сладким. Другое дело — газировка, которая продавалась в автоматах. Три копейки стакан, но сколько радости!

Причем можно было делать газировку с двойным сиропом. Технология простая. Бросаешь в автомат 3 копейки и машина выдает сначала сироп, а потом газированную воду. Поэтому следовало быть внимательным. Как только в стакан попадал сироп, мы быстро убирали емкость, пропуская воду. Потом ставили этот же стакан на место и бросали в автомат еще 3 копейки. Получался очень вкусный напиток.

В школе на 20 копеек тоже можно было разгуляться. Пирожок с повид­лом стоил 5 копеек. Столько же с рисом или капустой. За 10 копеек можно было купить пирожок с мясом или лимоном. Все натуральное, без пальмового масла и каких‑либо других добавок.

А петербургские пышки? Привязанность к этим жаренным в масле кусочкам теста, обсыпанным сахарной пудрой, — тоже из детства. Благо стоила тогда одна пышка 5 копеек. Мы брали три и на остаток денег чай. Настоящее пиршество!

Можно было потратить те же 20 копеек на кино. Утренний сеанс обходился в 10 копеек, так что оставалось еще и на ягодное мороженое.

После похода в магазин за продуктами родители иногда позволяли оставить себе часть полученной сдачи. Деньги небольшие, копеек 15 – 20. Их я откладывала в копилку. Стоял у меня на письменном столе деревянный расписной гриб с прорезью на шляпке. Туда я опускала все «левые» доходы. Саму копилку вскрывала раз в год перед летними каникулами. Пусть в ней обычно было не больше 5 рублей, но с ними я чувствовала себя настоящим олигархом…

А вот сколько карманных денег я давала дочери, увы, не помню. Оно и понятно. В 1990‑е с деньгами была сплошная свистопляска. То мы получали тысячи, то миллионы, то опять тысячи… Надеюсь, что сильно обделенной она себя не чувствовала.

Времена изменились, и сегодня россияне дают детям на карманные расходы в среднем 620 – 1320 рублей в неделю в зависимости от возраста.

По оценке специалистов IT-портала SuperJob, в среднем школьникам 7 – 10 лет на карманные расходы выделяют до 500 рублей в неделю, 11 – 14‑летним и 15 – 17‑летним — 500 – 1000 рублей. Правда, некоторые родители более щедры. Они дают старшеклассникам от 3 до 5 тысяч рублей. Правда, таких немного. Всего 3 % опрошенных.

В основном дети получают деньги либо безвозмездно, либо в качестве поощрения. Число тех, кто только «зарабатывает» их, невелико — от 3 до 6 % в разных возрастных категориях.

Чем старше становится ребенок, тем меньше родители контролируют его расходы. Например, если в группе младших школьников это делают 66 %, то в группе 15 – 17‑летних — 45 %.

Между тем психологи советуют давать небольшие суммы детям, начиная с 1‑го класса. По их словам, можно потренировать ребенка рассчитывать бюджет. Например, предложить ему делать небольшие покупки для дома, распределяя полученную сумму так, чтобы ее хватило на все. Младшим школьникам следует давать деньги раз в неделю, старшим — один-два раза в месяц.

Психологи предупреждают: излишне строгий контроль за тратами ребенок может воспринять как недоверие. Лучше выстроить доверительные отношения и интересоваться его планами. Ни в коем случае не стоит ругать ребенка за то, что он спустил всю сумму на что‑то, на ваш взгляд, не очень стоящее. Он только учится управлению финансами и пусть сам решает, на что и сколько ему потратить.

Читайте также:

Избежать долговой ямы. Почему опасно пользоваться кредитной картой?

Внимание, каникулы! В Ленобласти стартовала детская летняя оздоровительная кампания


#подростки #деньги #финансовая грамотность

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (7924) от 09.06.2025 под заголовком «Двугривенный в кармане».


Комментарии