Качнуло влево. Габриэль Борич вступил в должность президента Чили

11 марта в должность президента Чили вступил Габриэль Борич. В не самых простых условиях для сил социального прогресса Латинской Америки в этой стране к власти приходят левые силы. Без сомнения, открывается новая глава чилийской истории.

Качнуло влево. Габриэль Борич вступил в должность президента Чили | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Непростая победа

В последние несколько лет Республика Чили относилась скорее к парадигме правых стран в Латинской Америке. Но этот «уклон» поддерживался далеко не всем обществом. Безусловно, по многим социальным, экономическим и финансовым параметрам Чили по праву считается латиноамериканской элитой. Однако другая сторона медали тут — глубокое социальное расслоение с колоссальной разницей доходов между самыми богатыми и самыми бедными, недовольство многих групп населения своим состоянием, наступление частного капитала на образование, здравоохранение и пенсионную систему.

Все это вызвало в период президентства Себастьяна Пиньеры (его на политическом олимпе республики и сменяет Габриэль Борич) взрыв недовольства, который имел как социальные, так и политические эффекты в последние три года. Такое недовольство проявилось в массовых социальных выступлениях (особенно затронувших Чили в 2019 году), в ходе которых протестовавшие поставили также вопрос о необходимости полного отказа от «пиночетовской» конституции и выработки нового основного закона страны; в результатах состоявшихся затем референдума о необходимости новой конституции и выборов в конституционный конвент для разработки этого основополагающего документа.

Все эти события ясно показывали: эпохе тридцатилетнего господства в политической жизни Чили левоцентристского и правоцентристского полюсов приходит конец. Такую же тенденцию подтвердили и результаты первого тура всеобщих выборов в республике в ноябре, которые говорили о том, что вместо традиционных политических партий и их блоков на авансцену национальной политики вышли другие силы.

Но тот же первый тур, как отмечает французский эксперт по современной латиноамериканской политике Жан-Жак Курляндски, показал «натуральную политическую биполяризацию» в стране: во второй тур президентских выборов вышли кандидат от крайне правого Христианского социального фронта Хосе Антонио Каст и представитель широкого политического альянса радикальных левых сил «Одобряю достоинство» Габриэль Борич.

Но, поскольку в первом туре выборов кандидаты от правых сил получили более 53 % голосов, итоговая победа 19 декабря Боричу досталась не без труда. По мнению экспертов, это про­изошло потому, что левым перед вторым туром удалось привлечь прежде всего молодежь и тех, кто не пришел на участки в ноябре, а также значительную часть избирателей правоцентристского кандидата Франко Париси.

Однако левые силы не сумели получить стабильного большинства в обеих палатах национального конгресса. Нет этого большинства и у чилийских правых сил, что ставит вопрос о необходимости политических компромиссов после инаугурации Борича. Эти компромиссы будут необходимы еще и с учетом работы конституционного конвента. Да, у различных тенденций левого движения там сильные позиции, и это обстоятельство играет в пользу Борича и его сподвижников, давно являющихся сторонниками широких демократических преобразований и принятия новой конституции. Но нужно учитывать, что в правом лагере сейчас соотношение сил оказалось в пользу Каста, который вообще не считает, что Чили нуждается в новом основном законе. С точки зрения доктора политических наук ведущего научного сотрудника Института Латинской Америки РАН Людмилы Дьяковой, «завершение конституционного процесса и принятие итогового текста может стать сильнейшим испытанием для власти».

Программа перемен

Перед выборами 2021 года крайне правые пугали чилийцев тем, что с победой Борича страна рискует оказаться в руках «марксистского блока». Выдвинувший этого политика кандидатом в президенты блок «Одобряю достоинство» действительно состоит в основном из радикальных и альтернативных левых партий, многие из которых не скрывают свое «марксистское измерение». Сам Габриэль Борич не раз заявлял, что рассчитывает на то, что его страна распростится с неолиберализмом.

Однако, если внимательно прочитать программу блока «Одобряю достоинство» к недавним всеобщим выборам, складывается впечатление: о революционных перспективах здесь речи не идет. Вместе с тем обществу предлагается решительная программа перемен, направленная на то, чтобы сделать Чили социальным государством.

В частности, этот блок делает упор на развитие государственного дошкольного и среднего образования. Также левые выступают за «бесплатное, качественное высшее образование, связанное с потребностями страны, с целью гарантировать право на образование».

Кроме того, радикальные левые ратуют за новую пенсионную реформу, повышающую роль общественных пенсий и пособий. Большее внимание станет уделяться работающим женщинам, будут запущены «зеленые государственные инвестиции», увеличены расходы на реконструкцию социального жилья, культурную инфраструктуру, расширена господдержка малых и средних предприятий.

В ходе предвыборной кампании Борич и его сторонники обещали реализовать справедливую налоговую реформу, задачами которой станут сокращение структурного бюджетного дефицита, увеличение налогов на богатых граждан и крупные компании, сокращение фискальных исключений и вычетов, установление «зеленых налогов», в частности для крупных нефтедобытчиков. Для финансирования и развития инноваций новые власти предлагают запустить национальный банк развития.

Приоритетное значение радикальные левые отдают и вопросу занятости. В программе блока «Одобряю достоинство» говорится: «Наше правительство будет твердо привержено делу создания достойных рабочих мест и начнет процесс общего их улучшения в стране посредством инвестиционного бюджета, системы госзакупок, государственной политики найма и текущих расходов».

Как и в других странах, антилиберальные левые в Чили являются твердыми сторонниками развития общественных форм здравоохранения. С их точки зрения, первичной медицинско-санитарной помощью должно быть охвачено все население. Борич выступает за создание всеобщего фонда здравоохранения.

Пожалуй, менее качественные изменения можно будет ожидать во внешнеполитическом плане. Хотя, думается, отныне внешняя политика Сантьяго, прежде весьма ориентированная на Вашингтон и однозначно вписывающаяся в поддержание неолиберального принципа беспошлинной глобальной торговли, будет все же сбалансирована.

По крайней мере сам Борич считает, что Чили нуждается в «многосторонней политике, основанной на правах человека и укреплении демократии». Этот тезис вряд ли приблизит республику к жестко антивашингтонскому курсу стран оси «социализма XXI века» в Латинской Америке. Тем более что, как отмечает доктор исторических наук профессор СПбГУ Виктор Хейфец, «у Борича имеется достаточно жесткая позиция относительно проблемы с правами человека в Венесуэле».

Еще один немаловажный аспект, на котором будет акцентировать внимание новая администрация во внешней политике, — природоохранительная составляющая. Борич и его союзники достаточно серьезно относятся к климатическим изменениям, идее защиты океанов на международном уровне.

Скучно не будет

Избрав в декабре 2021 года 35‑летнего Габриэля Борича главой государства, чилийцы получили самого молодого в национальной истории президента. Родившийся в семье выходцев из Хорватии, он получил известность в республике еще лет десять назад, когда возглавлял студенческую федерацию в Университете Чили, активно выступая за бесплатное высшее образование в стране.

С 2014 года на протяжении восьми последних лет Борич избирался в палату депутатов, где занимался защитой прав человека, а также вопросами социального обеспечения. Одновременно последние годы он пытался объединить радикальные левые силы. Как в собственную партию, с 2018 года получившую название «Социальная конвергенция» (СК), так затем и в более обширную коалицию демократических социалистических и экосоциалистических объединений — «Широкий фронт» (ШФ). Именно как представитель ШФ Борич летом прошлого года получил инвеституру от блока «Одобряю достоинство.»

Однако сам этот блок представляет собой своеобразную «политическую матрешку», поскольку состоит не только из отдельных левых и крайне левых политических партий, но вдобавок еще из двух коалиционных акторов — ШФ и возглавляемого Коммунистической партией Чили (КПЧ) альянса «Достойное Чили». Политические взгляды Борича в целом носят левосоциалистический характер, он привержен принципу единства левых и левоцентристских сил как в своей стране, так и во всей Латинской Америке. Поэтому представляется справедливой оценка тех экспертов, которые утверждают, что страна получила наиболее левого президента с момента гибели в 1973 году Сальвадора Альенде.

Тем не менее радикализм Борича имеет свои лимиты. Молодой политик считает, что антинеолиберальные трансформации можно будет осуществить только демократическим путем, ни в коем случае не сокращая поле деятельности для оппозиции, не ставя под вопрос политический плюрализм и свободу действий оппонентов левых. Упор, таким образом, будет делаться все же на институциональные рычаги.

Тут, правда, нужно учитывать, что в палате депутатов чилийского конгресса у пропрезидентского блока «Одобряю достоинство» всего 37 мандатов из 155; в верхней палате национального конгресса — 43 ‑местном сенате — у радикальных левых вообще лишь пять мест. В принципе для латиноамериканской политической культуры, не имеющей отношения к европейскому правилу парламентского большинства, это не смертельно. Тем более что в новом правительстве будут представлены и партии левоцентристского блока «Демократический социализм», располагающего в нижней палате конгресса еще 29 депутатскими мандатами. Но и это не делает ориентированные на президента силы мажоритарными в конгрессе.

Что же касается исполнительной власти, то, как отмечает Людмила Дьякова, в целом новое правительство является коалиционным; в состав кабинета вошли три коммуниста, три социалиста, три представителя различных левоцентристских партий и семь независимых. На восемь министерских постов из 24 назначены участники ШФ. При этом отметим, что на ключевые должности назначены все же умеренные левые политики.

Еще один важный момент — в истории Чили появится самое «женское» правительство. Радикально-социалистические пристрастия Габриэля Борича зиждутся в том числе на уважении к феминизму и идее расширения прав женщин. На практике это привело к тому, что 14 из 24 членов коалиционного левого правительства представляют прекрасный пол, дамам, в частности, отданы должности министров внутренних и иностранных дел.

Победа Борича, безусловно, дала сигнал к развороту чилийского государства влево. Однако, несмотря на подъем в обществе радикальных левых настроений, в этой стране имеется достаточно сильная и имеющая социальную поддержку правая оппозиция, инициатива внутри которой, думается, будет у радикальных правых. Так что скучной политическая жизнь в Чили уж точно не будет.


#президент #Чили #страна

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 48 (7131) от 18.03.2022 под заголовком «Чили качнуло влево».


Комментарии