К чему готовиться путешественникам, которые решили поехать на Север?
Русский Север, царство первозданной природы и сурового климата — место для истинных путешественников. Туристов привлекают уникальные природные образования и загадочные древние сооружения, но большой интерес представляет также культура малых народов и старинная архитектура. И Архангельская область — яркое тому подтверждение.
Оседлавший щуку Сеня Малина — герой мультфильма «Смех и горе у Бела моря», где он вещал голосом Евгения Леонова / ФОТО АВТОРА
Пожать руку сказочнику
Есть города, которые притягивают выдающихся личностей. К ним относится и Архангельск, куда трижды приезжал Петр I. Первый раз это случилось в 1693 году — царь провел в городе два месяца и заложил судоверфь. Через год он снова посетил город и подрубил опоры первого построенного корабля. Третий визит в 1702‑м состоялся ради того, чтобы забрать новые фрегаты. В память об этих событиях еще в 1914 году в Архангельске установили памятник Петру I — тот самый, что и сегодня красуется на пятисотрублевой купюре.
Культовая улица Архангельска — проспект Чумбарова-Лучинского, в народе его называют Чумбаровкой. Здесь можно познакомиться с еще одним известным человеком. На проспекте стоит памятник архангельскому писателю Степану Писахову. Скульптура любима в народе, поскольку сказочник изображен… возвращающимся с рынка — в руке у него авоська с селедочкой и треской. Называется композиция «Здравствуйте, люди добрые!». И действительно: лицо у Писахова такое, что так и хочется пожать ему руку.
Неподалеку и памятник одному из сказочных персонажей Писахова. Жанровая скульптура носит название «Архангельский мужик»: Сеня Малина восседает верхом на щуке и выглядит очень задорным. Этот же персонаж, кстати, является героем мультфильма «Смех и горе у Бела моря», где он вещал голосом Евгения Леонова.
Литературную галерею завершает памятник сказочнику Борису Шергину, которого называют певцом Русского Севера. Еще будучи школьником, он писал иконы в поморском стиле и записывал крестьянские сказки. Шергина изобразили рассказывающим сказку, а у его ног раскинулся целый сказочный мир с корабликами, крестьянскими избами, храмами и даже птицами счастья.
К сожалению, памятника Робинзону Крузо в Архангельске нет. А жаль. Ведь в повести «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» Даниэль Дефо забросил своего героя в далекий Архангельск. Согласно писательской задумке, в этот город он прибыл летом 1704 года и отсюда морем отправился в Германию. Перед этим Робинзон восемь месяцев провел в Тобольске. И там памятник великому путешественнику уже стоит.
Рухлядь под замком
Практически в самом Архангельске раскинулась… Архангельская область. Как такое может быть? Да очень просто! Со всей области свезли старинные постройки, собрали в одном месте и назвали «Малые Корелы». В наличии имеются Каргопольский, Онежский, Двинской, Пинежский и Мезенский районы. И за день в Малых Корелах вы успеете обойти добрую треть области.
У ворот гостей встречает красна девица в ярком сарафане. Угощает хлебом-солью и с шутками-прибаутками ведет по лесным тропам показывать владения. Здесь следует держать ухо востро, поскольку хозяйка не только рассказывает, но и хитрые вопросы задает. Помимо рассказов развлекает старинными играми и загадками. Получается целое театрализованное представление, где нет экскурсантов, а есть только главные действующие лица. Чего здесь только не узнаешь!
Например, рухлядью на Севере называли меха. Была такая поговорка: «Где мохнато — там богато!». Рухлядь, как правило, хранили в амбаре, запирая его на большой замок. Тот же амбар служил средством для гадания. Парни гадали, какого достатка будет невеста, а девки — богат ли будет жених. Для этого следовало наклониться, раскинуть руки сверху вниз и обхватить как можно больше бревен в стене. Ведущий считал бревна особым способом: «Сусек-мешок-котомка, сусек-мешок-котомка…». К примеру, если выпадал «мешок», невеста будет среднего достатка. Так что если в деревне увидите парня, прислонившегося к амбару, не подумайте чего… Он просто гадает.
Много примет было связано и с зеркалами, которые считали входом в иной мир. Была традиция вешать зеркала только между окон. А вот повесить зеркало напротив дверей нельзя — вдруг ненароком вышагнешь из своего мира! Детям до года не позволялось смотреть на свое отражение — дитя могли запугать и запутать обитатели потустороннего мира.
Экскурсия завершается мастер-классом по гаданиям и изготовлению куколки-оберега. Интересно, что для определения местонахождения невесты достаточно было воспользоваться… банным веником. Его следовало бросить за спину. Куда ручка упавшего веника покажет, туда и следовало отправляться в поисках невесты. А куколка-оберег мастерилась из одного-единственного лоскутка. При этом важно было знать, как его правильно скрутить и перевязать. Ночью куколку следовало положить с собой в постель — сон от этого был спокойный и крепкий.
Ворзогорская вечность
Деревенька Ворзогоры приютилась на южном побережье Белого моря. Она стоит на высоком берегу, откуда открывается потрясающая панорама: жители деревни наверняка лучше других понимают, что такое бесконечность. В центре высится деревянная церковь в честь св. Зосимы и Савватия Соловецких. К ней змеится проселочная дорога. А к фотографии так и просится подпись «Путь к храму».
Глядя на пейзажи в Ворзогорах, все время хочется думать о вечности и прочности этого мира / ФОТО АВТОРА
С языка коми «ворзогоры» переводится как «нетронутый лес». Я бы расширил название до «нетронутый мир». Дерево — материал недолговечный, но деревянная деревенька, напротив, кажется вечной, будто стояла она тут с момента сотворения мира. Бревна, из которых сложены дома, потрескались, будто покрылись морщинами, но выглядят прочно. Всюду царят покой и гармония, какие чувствуешь в старинной намоленной церкви.
Можно подняться на колокольню, откуда открывается великолепная панорама. И снова возникает ощущение вечности и прочности этого мира. Откуда оно? Можно прожить без телевизора, автомобиля, телефона… Невозможно прожить без еды. И эта еда производится здесь же, в деревне. Но это не главное. Для вечности необходима гармония с природой, а Ворзогоры представляют с ней единое целое.
С колокольни хорошо просматривается море. Взгляд скользит по его поверхности и внезапно натыкается на… подводную лодку. Хорошо видны длинный черный корпус, рубка и белые буруны, опоясывающие корабль. Проходит время. Лодка не двигается с места. И только бинокль позволяет рассмотреть небольшой каменный островок с маяком-«рубкой»… Даже остров стоит на охране вечности Ворзогор.
Пройтись по дну моря
В Архангельской области есть немало мест, где реально почувствовать себя отшельником. Одно из них называется Кий-остров. Небольшой архипелаг у южного побережья моря. Добраться до него можно на катере из города Онега. Время в пути — около часа. Но какое это время! В пути осознаешь особенности красоты северной природы. Краски неброские, неяркие и при этом необычайно глубокие, завораживающие. Так выглядит блеск лезвия сабли, которую вынимают из ножен. Сурово, но красиво! А чистота такая, что воду хочется пить прямо из моря. Увы, она соленая. Это же море…
Архипелаг состоит из нескольких островов — больших, малых и совсем крошечных. На самом большом находится Крестный монастырь и дом отдыха «Кийский». Как же здесь красиво! Покатые скалы поросли соснами. Берег окаймляют песчаные пляжи, украшенные большими валунами. В солнечную погоду можно растянуться прямо на гранитном «лежаке», впитывая его тепло и слушая шум прибоя.
Многие скалы представляют собой каменную летопись. Многочисленные отдыхающие уже 90 лет высекают в камне свои имена. Самые ранние автографы датируются 1924 годом. Вот порадуются археологи через пять тысяч лет, обнаружив петроглифы XX века!
Чтобы почувствовать себя Робинзоном, следует отправиться на малые острова. Лодка вам не потребуется. Нужно дождаться отлива и пойти на соседний остров прямо по дну Белого моря. В такие моменты ландшафт настолько преображается, что чувствуешь себя на другой планете. Здесь царит полное уединение, покой и тишина. Вместе с приливом чувство уединения усиливается, ведь остров снова превращается в реальный. Кийский архипелаг покидаешь с чувством, будто умылся хрустально чистой родниковой водой.
Пора потрескать
Толковый словарь утверждает, что слово «трескать» означает «жадно есть», «уплетать с аппетитом». Но в Архангельске можно понять другой, глубинный смысл этого выражения. Побережье Белого моря населяют поморы. В старину их называли трескоедами. Оно и понятно — треска тогда была основным продуктом питания. В Архангельске потрескать с величайшим аппетитом можно и сейчас. Лучше это сделать в одном из кафе на Чумбаровке.
В продаже имеются и козули. Нет-нет, не пугайтесь, это всего лишь традиционное северное печенье. Поморское слово «коза» или «козУля» означает «змейка», или «завиток». Витиеватые печенюшки пекут в виде разнообразных фигурок. Есть птицы, животные, потешные человечки, герои мультфильмов и даже памятники архитектуры! А в тесто обязательно добавляется жженка — сахарный сироп, который варят до состояния карамели. Готовую фигурку украшают цветной глазурью.
Но самое вкусное — открытые пироги! Глаз радует свежая выпечка с черникой и морошкой. Визитная карточка Архангельска — расстегаи с палтусом или треской. Рыба настолько свежая и нежная, что буквально тает во рту. И понятно, почему поморов называли трескоедами. Разве откажешься от такой вкуснятины?
Кстати
Стоимость проезда из Петербурга в Архангельск в купейном вагоне составляет от 7 тыс. рублей. Время в пути — 23 часа. Билет на самолет в оба конца обойдется от 6 тыс. С багажом — на 3 тыс. рублей дороже. Время в полете — полтора часа. Место в хостеле обойдется от 700 рублей в сутки, двухместный номер в гостинице — от 3,4 тыс., а аренда однокомнатной квартиры — от 3 тыс. рублей в сутки.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (7678) от 06.06.2024 под заголовком «Где мохнато — там богато».
Комментарии