История из глубины. За год на дне Балтики нашли свыше 300 редких артефактов

На дне Балтики хранятся сокровища, которые стивенсоновскому капитану Флинту даже не снились. Но не золотые слитки, как думают нынешние охотники за кладами, а бесценные реликвии, находящиеся на мирных затонувших парусниках и военных кораблях. Только в ходе экспедиций 2018 года сотрудники Центра подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО) выявили 38 таких судов и подняли свыше 300 редких артефактов. Да и нынешний год, судя по анонсированным планам, может оказаться столь же успешным.

История из глубины. За год на дне Балтики нашли свыше 300 редких артефактов | Фото Романа Денисова_ТАСС

Фото Романа Денисова_ТАСС

Этот центр, куда входят подводные археологи, историки, водолазы и океанологи, был сформирован меньше пяти лет назад, но уже громко заявил о себе благодаря впечатляющим находкам. Некоторые из них члены «подводной» команды петербургского отделения РГО представили на встрече с журналистами, рассказав об итогах своей работы в минувшем году.

Вообразите себе стол, заваленный старинными вещами, способными украсить любое музейное собрание мира. А ведь это, наверное, тысячная часть богатств, поднятых из воды за считанные годы. Исследователи продемонстрировали предметы, которые были найдены на торговом судне «Архангел Рафаил», погибшем в 1724 году по пути в Любекский порт, и на английском двухмачтовом паруснике: в середине XIX века этот кеч вез в Петербург фаянсовую посуду и затонул в штормовых балтийских водах.

Артефакты, обнаруженные на первом из них (предметы матросского быта, продукты питания, штурманские приборы, курительные трубки и др.), составили экспозицию «Три века под водой», которая выставлялась в петербургской штаб-квартире РГО и Национальном центре управления обороной РФ.

В конце 2018 года она была размещена в Государственном музее-заповеднике «Петергоф», а скоро отправится в Международный морской музей Гамбурга.

В то же время обновленные в реставрационной мастерской ЦПИ сервизы, произведенные на английских мануфактурных фабриках и поднятые со второго судна (название его предстоит установить, обратившись к британским архивам), никто, кроме специалистов, доселе не видел.

«Нашу работу многое связывает с криминалистическими исследованиями, - говорит Роман Прохоров, руководитель отдела подводной археологии и консервации ЦПИ. - Ведь и нам по ряду признаков, порой смутных, нужно выяснить, кому принадлежал найденный предмет и какова его судьба в контексте истории затонувшего судна».

Но это следующий шаг, а вначале нужно погрузиться на дно, обследовать занесенную песком и илом жертву кораблекрушения и поднять артефакты на поверхность. Причем иногда с большой глубины (суда, лежащие не очень глубоко, охотники за сокровищами, увы, разворовывают нещадно). Английский «посудник», как окрестили его участники экспедиции, например, обнаружили под 60-метровой толщей воды.

В прошлом году ЦПИ провел пять экспедиций, продолжавшихся в общей сложности более 200 дней: четыре на Балтике (у острова Гогланд, в Выборгском и Нарвском заливах, других точках этого региона) и одну, при поддержке Северного флота, в горле Белого моря, где было найдено восемь новых объектов (деревянных парусников и военных кораблей времен Первой и Второй мировых войн). Об этом корреспонденту «СПб ведомостей» рассказал исполнительный директор центра Сергей Фокин.

Так, работы велись на клипере «Джигит», который был построен на архангельских верфях в 1856 году, участвовал в географических открытиях на Дальнем Востоке, а потом устарел и был списан. Во время учебных стрельб, проходивших в 1869-м на Транзундском рейде в присутствии императора Александра II, судно, использовавшееся в качестве артиллерийской мишени, было затоплено.

А в акватории острова Гогланд специалисты обследовали затонувший там 77-метровый фрегат «Олег» и подняли с его борта мощное по тому времени артиллерийское орудие: 60-фунтовую пушку, способную метать бомбы на расстояние двух миль. Парусник, построенный в 1858 году на Петровском доке Кронштадта, пошел на дно при полном штиле в результате ошибочного маневра другого российского судна, которое врезалось ему в бок, но почти весь экипаж тогда спасся.

«Нынче исполнится 150 лет со дня гибели «Олега», - рассказал водолаз-исследователь центра Игорь Галайда, - и мы собираемся отметить эту дату: зажжем найденные на его борту свечи, которые превосходно сохранились, и почтим память погибших на судне моряков».

По мнению Сергея Фокина, с археологической точки зрения 2018-й был таким же удачным, как и прежние экспедиционные периоды. При этом историческую ценность многих найденных на дне артефактов трудно переоценить, говорит он.

Большая часть найденных подводными археологами предметов была передана в Музей истории Кронштадта, с которым ЦПИ связывают прочные отношения. А некоторые, скажем, древний моряцкий кафтан, оказались в фондах Эрмитажа...

В этом году после зимних учебно-тренировочных сборов на Голубом озере в Кабардино-Балкарии работы будут продолжены.

Опыта петербургским подводникам не занимать: за плечами у многих с десяток, если не больше, экспедиций в разных морях. А оснащены они не хуже любого подобного зарубежного центра. По словам Степана Кичко, руководителя инженерной службы ЦПИ, в ходе исследований сотрудники центра применяют гидролокационные приборы бокового обзора, многолучевой эхолот, позволяющий получить объемное изображение участка дна, и магнитометр, который «видит» скрытые под большим слоем ила металлические предметы.

Ныряют они, используя обычное, как у дайверов, водолазное снаряжение и особые костюмы для профессиональных глубоководных работ. А когда нужно погрузиться еще глубже, до 200 - 300 метров, делают это с помощью собственных подводных аппаратов, выполненных из акрила (этот высокопрочный материал выдерживает большое давление), и оборудования, заимствованного у профильных подразделений Минобороны РФ.

Во время прошлогодних экспедиций подводные археологи ЦПИ впервые опробовали новые методики, предусматривающие сочетание обычных водолазных погружений и работу автономных аппаратов. Тогда же их привлекли к созданию не имеющего в мире аналогов подводного аппарата, предназначенного для мониторинга трубопроводов, который по заказу «Газпрома» разрабатывают москвичи (Курчатовский институт) и петербуржцы (конструкторское бюро «Малахит»).

Работы эти предстоит также продолжить, да и в целом нынешний год обещает стать для ЦПИ напряженным. Члены этой команды планируют побывать в прежних районах, на Балтике и в Белом море, углубившись - в прямом и переносном смысле - в историю флота. Получит развитие также образовательный проект «Океанавтика», который подводники РГО запустили в прошлом году вместе со всероссийским детским центром «Орленок».

#Балтика #артефакт #археология

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 037 (6390) от 28.02.2019 под заголовком « История из глубины».


Комментарии