«Испытание огнем» Макрона. Во Франции продолжается всеобщая забастовка против пенсионной реформы
В то время как президент Эммануэль Макрон собирался отметить половину своего президентского срока, профсоюзы страны совместно с трудящимися преподнесли ему неприятный подарок. 5 декабря началась всеобщая бессрочная забастовка почти всего государственного сектора - от наземного транспорта и метро до школ и больниц.
Фото © Panoramic via ZUMA Press/ТАСС
В протест включились даже труженики отдельных профессий частного сектора, в частности адвокаты. Все они недовольны пенсионной реформой, обещанной Макроном еще в предвыборный период и наконец анонсированной правительством.
Масштабная акция, начатая в четверг, который журналисты уже окрестили «черным», переросла в стычки с полицией и серьезно повлияла на работу транспорта по всей стране. К массовой демонстрации, прошедшей по призыву профсоюзов, присоединились, по подсчетам полиции, более 800 тысяч человек по всей Франции, а по данным организаторов - 1,5 млн. По официальным сообщениям, на улицы Парижа в четверг вышли около 65 тысяч человек. Некоторые из участников демонстрации стали громить витрины магазинов и офисы банков, бить и бросать в полицейских тротуарную плитку, в ответ полиция применила слезоточивый газ.
Из-за протестов во Франции фактически прекратил работу общественный транспорт, закрылись школы, в столице были полностью закрыты 10 из 14 веток метро, приостановлена работа Эйфелевой башни, закрыто большинство музеев и выставок. Забастовка также затронула крупные французские НПЗ: семь из восьми нефтеперерабатывающих заводов вынуждены были прекратить поставки топлива. Продолжилась всеобщая забастовка и в пятницу, и в понедельник.
Поводом для протестной акции, по оценкам профсоюзов, самой массовой с 1995 года, стала запланированная правительством пенсионная реформа. Следует отметить, что пенсионные реформы в последнее время проводят многие страны. Это связано с тем, что прежние модели пенсионного обеспечения все чаще дают серьезные сбои. Это касается и Франции. Здесь за последние полвека продолжительность жизни выросла, по официальным данным, на 15 лет и в среднем составляет 82 года (у мужчин чуть меньше, у женщин - побольше). Что касается работающих, то есть тех, кто делает отчисления в пенсионную кассу, их число постоянно сокращается. Если раньше на одного пенсионера приходились четыре работающих, то сейчас всего лишь два, а в ближайшие годы эта пропорция станет еще более удручающей. В итоге угрожающий рост дефицита национального пенсионного фонда на миллиарды евро, что, конечно же, подрывает нынешний пенсионный механизм. В свою очередь это самым негативным образом сказывается на государственных финансах.
Пока что анонсированная, но не представленная в деталях реформа (это должен сделать в специальном выступлении на этой неделе премьер-министр страны Эдуар Филипп) фактически нацелена на то, чтобы ликвидировать льготы, которыми пользовались многие отряды трудящихся. Ее суть - переход от сложной системы из 42 различных режимов к универсальной пенсионной системе начиная с 2025 года. Реформа предполагает смену принципа начисления пенсий и переход к системе пенсионных баллов. При сохранении пенсионного возраста 62 года (право выхода на пенсию) для получения полной пенсии (без вычетов) французам придется работать минимум до 64 лет. Этот возраст будет повышаться для того, чтобы пенсионная система оставалась бездефицитной. Работу над реформой завершает правительство, которое полно решимости провести ее через парламент в начале 2020 года.
У разных категорий работников - свои причины недовольства реформой. Так, учителя опасаются снижения размера своих пенсий при переходе на новые правила. Транспортники, например, защищают свой специальный режим, позволяющий им выходить на пенсию досрочно. В целом многие будущие пенсионеры, особенно госслужащие, опасаются, что власти хотят урезать их пенсии. Опасения имеют определенные основания - ведь кто при дефицитном пенсионном бюджете станет проводить реформу ради того, чтобы пенсионеры получали больше?
Эксперты полагают, что пенсионная реформа давно назрела, а от ее успешного проведения может зависеть возможность французского президента избраться на второй срок. Руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский полагает, что пенсионная реформа должна быть проведена, несмотря ни на что. «Нынешняя система во Франции возникла после Второй мировой войны, но отчасти она складывалась два столетия. Объективно она требует реформирования. По сути, Макрон обязался не менять возраст выхода на пенсию, но изменить расчет полной пенсии по принципу: хочешь выходить на пенсию раньше, будешь получать меньше; хочешь получать больше, работай дольше. Такая система, безусловно, ущемляет целый ряд ключевых профессиональных категорий - работников народного образования, транспорта, электроэнергетики. Над реформой работают два года, пока не предъявляя окончательный ее текст. С одной стороны, чтобы не терять лицо, отступая от нее. А с другой - чтобы сохранить свободу маневра для торга по отдельным категориям. Реформа проведена будет любой ценой. Система просто не может сохраняться в том виде, в котором существует. Главный вопрос заключается в том, какое поколение примет на себя последствия этой реформы. Потому что не исключен вариант, что она будет распространяться на тех, кто только вступит в рабочий возраст, тогда ее окончательная реализация откладывается на 30 лет. Это может снизить накал протеста. Но с точки зрения президента, это будет потеря лица».
О перспективах президента Макрона в свете нынешних проблем по реформированию пенсионной системы размышляет Арно Дюбьен, директор франко-российского аналитического центра «Обсерво». «Еще никогда в истории Пятой республики не был президентом человек, олицетворяющий исключительно богатых, успешных и оптимистичных. В этом кроется и стратегическая проблема Макрона: «его Франция» не представляет большинство избирателей. Исход забастовки, вероятно, определит всю вторую половину его президентского срока и шансы на переизбрание в 2022 году. Стоит напомнить, что Макрон избирался как «реформатор», способный переломить инерционное состояние французской экономики. Действительно, в 2018 году было проведено несколько успешных и при этом не встретивших существенного сопротивления реформ. Одна из них касалась французских железных дорог, которые считаются бастионом левых профсоюзов. Однако движение «желтых жилетов» в их изначальном варианте (провинциальный нижний средний класс, чувствующий себя уязвимым и даже проигравшим от глобализации, который вышел на дороги против повышения цен на бензин, а не погромщики на улицах Парижа) остановило реформаторский запал и триумфальное шествие Макрона. Чтобы потушить пламя протестов, в начале декабря прошлого года он принял решение о 10-миллиардном пакете дополнительных расходов на социальные нужды. Это полностью шло вразрез с его программой сокращения бюджетного дефицита. Сейчас возникают три вопроса. Способен ли Макрон продавить амбициозную реформу пенсионной системы с учетом всего вышесказанного? Возможно ли слияние профсоюзного движения и «желтых жилетов» в их первоначальном виде в единый фронт против Макрона? Как отреагирует правительство на этот кризис и как он в свою очередь повлияет на электоральные перспективы самого Макрона?»
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Во Франции шестой день продолжается всеобщая забастовка против пенсионной реформы президента Эммануэля Макрона. Агентство AFP называет начавшуюся неделю «испытанием огнем» для правительства. Забастовка продолжится как минимум до среды, 11 декабря. Сегодня премьер-министр Эдуар Филипп должен «полностью» представить проект спорной пенсионной реформы.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (6586) от 11.12.2019 под заголовком ««Испытание огнем» Эммануэля Макрона».
Комментарии