Исполнилось 105 лет со дня рождения популярного актера советского кино Павла Кадочникова

Сегодня, 29 июля, исполнилось 105 лет со дня рождения одного из самых популярных актеров советского кино Павла Кадочникова.

 Исполнилось 105 лет со дня рождения популярного актера советского кино Павла Кадочникова | ФОТО из архива редакции

ФОТО из архива редакции

Родился он в 1915 году в Петрограде, учился в Ленинградском театральном институте (поступив в 15 лет), начинал карьеру в Театре юных зрителей, где покорил сердца публики в роли Леля (спектакль «Снегурочка»). Там же нашел жену - Розалия Котович играла в спектакле Купаву.

Белокурый большеглазый пастушок пленил не только Розалию и многочисленных поклонниц. Роскошную фактуру молодого красавца-актера оценил режиссер Сергей Юткевич, который вскоре предложил ему маленькую роль в фильме «Человек с ружьем» (1938). Действие фильма происходит в 

1917 году, и Кадочникову досталась роль молодого «солдата с семечками». Так начался его путь в кино.

В конце августа 1941 года на экраны вышел фильм Александра Ивановского «Антон Иванович сердится» - очаровательная музыкальная комедия, в которой Кадочников выступил в роли молодого композитора Мухина, пишущего оперетты. От него, как и от снявшейся там Людмилы Целиковской, было глаз не оторвать. Но порадоваться успеху не пришлось - уже шла война. Артист твердо решил идти на фронт. Но его не взяли в народное ополчение. С трудом убедили рвавшегося защищать родину молодого парня, что работа в фильмах «Оборона Царицына» и «Иван Грозный» тоже важна для обороны страны, поскольку кино поднимает дух народа.

Снятая на «Ленфильме» братьями Васильевыми историко-революционная эпопея «Оборона Царицына» вышла на экраны в 1942 году.

Премьера «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна состоялась в конце 1944-го. Кадочников сыграл в этой картине, причисленной ныне к Золотому фонду советского кино, роль Владимира Старицкого. Эйзенштейн оценил присущий артисту дар перевоплощения. На фотографии, подаренной Кадочникову на память о съемках, режиссер написал: «Дорогому Оборотню Павлу, с невероятной легкостью проходящему километры извилистых путей».

Настоящая слава пришла к артисту в послевоенные годы. В 1946 году он сыграл главную роль в фильме Бориса Барнета «Подвиг разведчика». Прообразом героя Кадочникова был совет-

ский разведчик Николай Кузнецов, действовавший в тылу врага под именем немецкого офицера Пауля Зиберта. Этот фильм стал классикой жанра.

А цитаты из фильма много лет были в ходу. Может быть, кто-то помнит: «Вы болван Штюбинг! Я вам говорю как разведчик разведчику. Был в банке, видел вашего человека. Не подошел, значит, не счел нужным»...

В фильмографии Павла Кадочникова еще много замечательных звездных ролей. Он сыграл, например, Алексея Маресьева в фильме Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке» (1948). Артист всегда был в великолепной форме - красивый, стройный, элегантный. Он часто исполнял сложные трюки сам, прекрасно умел фехтовать, в «Укротительнице тигров» не боялся быть в кадре рядом с хищниками. Был страстным моржом и купался в морозы в Неве у Петропавловской крепости.

Его надломили горести, ниспосланные судьбой в конце жизни. Одного за другим Павел Кадочников потерял двух сыновей - сначала умер от сердечного приступа Константин, потом нелепо погиб Петр.

По старому проверенному рецепту, он лечил боль работой. В 1982 году артист снялся сразу в пяти картинах. А в 1987 году вышла его режиссерская работа - фильм «Серебряные струны», посвященный создателю первого в России оркестра народных инструментов Василию Андрееву.

2 мая 1988 года Павел Кадочников умер от инфаркта.

«Я очень люблю нежно и страстно мой чудесный город, город, в котором я прожил студенческие годы, в котором я живу сейчас, мой чудесный, мой волшебный, не знаю, как его еще назвать, мой величественный город - Ленинград!» - не раз говорил артист. Город, вновь ставший Петербургом в 1991 году, уже после смерти Кадочникова, платит ему тем же.


#день рождения #кино #актер

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (6731) от 31.07.2020 под заголовком «Повесть о настоящем артисте».


Комментарии